В. А. Миндолин. Человек и общество
Проблема идеала


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"

  1.3. Проблема идеала

  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Освобождение от бога

   А как же Бог?
   Средневековье все проходит под знаком христианства. Возрождение, Просвещение, так или иначе, не отрицают Бога. Идеал Канта религиозен. Один из учеников Гегеля спросил Учителя: "Абсолютный дух - это Бог?", тот шепнул в ответ: "Да", хотя далеко не был уверен, что христианская церковь поддержит это "да". Для него это был Бог.
   Но вот настал момент, когда созидатели идеала выступили против Бога, подняли настоящее духовное восстание против него. Два европейца начали это дело - Карл Маркс и Фридрих Ницше.

Падение ангелов


   Карл Маркс.
   Карл Маркс (1818-1883) происходил из богатой иудейской семьи на Рейне. Уже в юности он писал богоборческие стихи. Крайний максимализм привел его к разрыву с семьей, а участие в революционной деятельности - к разрыву с его родиной - Германией: он должен был эмигрировать в Англию, где зарабатывал на жизнь писанием статей для американских газет. Политически он начинал как буржуазный демократ, защитник принципа частной собственности, в которой он видел островки свободы. Впоследствии занятия экономической теорией привели его к выводу о том, что естественный ход вещей ведет к уничтожению частной собственности.
   Требование уничтожения частной собственности - главное в "Коммунистическом манифесте" (1848) Карла Маркса и Фридриха Энгельса и в коммунистическом учении вообще. Оно понимается как решающее условие создания совершенного общества. Условие успеха - революция, диктатура пролетариата, деспотическое вмешательство в право собственности, радикальное социальное и экономическое переустройство. Вся предшествующая история была историей эксплуатации и порабощения человека. История после капитализма принесет кристально ясные, свободные от эксплуатации экономические отношения, позволяющие людям работать "с абсолютной верой в себя". И Маркс призывает изменить мир - преобразовать реальность по своему, коммунистическому проекту. В ХХ веке в попытку реализации этого проекта оказалась вовлечена едва ли не половина человечества.

   Фридрих Ницше.
   Философия филолога и поэта Фридриха Ницше (1844-1900) - это восстание одиночки против христианства как "философии убогих". Жизнь самого Ницше была мучительна: всю жизнь он страдал от жестоких головных болей, продолжавшихся по 12 часов в сутки. Он возблагодарил свою болезнь: "В конце концов болезнь принесла мне великую пользу, она выделила меня среди остальных, благодаря ней, я обрел мужество". Он приобрел "вкус к маргинальности. Несчастная любовь усугубила его одиночество.

Карл Маркс

М. Кантор. Красная башня

   
"Человек - обезьяна Бога"
Фридрих Ницше

   Ницше нашел идеал в сверхчеловеке: "В человеке тварь и творец соединены воедино. В человеке есть материал, обломок, избыток, глина, грязь, бессмыслица. Но есть и творец, ваятель, твердость молота, божественный зритель". Сострадание Ницше относит к твари в человеке. Человек должен быть выше сострадания, в том числе и сострадания к самому себе. Один, без Бога, стоит человек под пустым и холодным небом. Вместо бога должен стать Сверхчеловек.
   
"Человек - канат над бездной, канат, протянутый от животного к сверхчеловеку"
Фридрих Ницше

   Отбросив мораль нетворческой и враждебной массы, сверхчеловек оказывается над массой, вне морали, "по ту сторону добра и зла". Его главное стремление - воля к действию, власти, могуществу, к созданию новых, более совершенных форм жизни.
   
Сверхчеловек опирается при этом на интеллект (наука) и фантазию (искусство), на два исконных начала европейской культуры, образцы которых существовали уже в Древней Греции, - аполлоновское (размеренность, оформленность) и, что для Ницше, пожалуй, более важно, дионисийское (титанизм, свободная игра жизненных сил).
   
"Весь Ницше есть страстный, мучительный протест против действительности, против сущего и протест во имя идеала, во имя должного"
Н.А. Бердяев

   Чем дальше, тем труднее давалась апостолу сверхчеловечности борьба с наступавшим безумием, его преследовал "бесноватый оскал болезни". В конце концов, болезнь одолела его. Последние десять лет своей жизни он провел в сумасшедшем доме. В Турине на узкой горбатой улочке он увидел, как погонщик бьет изнуренную, бессильную клячу. Захлебываясь от слез, выбежал он из дома, оттолкнул мучителя, стал целовать лошадь в морду, обнял ее за шею, упал… Он не смог совладать с состраданием.

Макс Клингер. Ницше


   Последователи.
   Идеалы этих двух мыслителей (Ф.Ницше и К.Маркса) были гуманистическими, направленными на возвышение человека. По Марксу, впереди человечество ожидало царство освобожденного труда, царство свободы. Конечная цель - коммунизм - понималась как "ассоциация, в которой свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех". Ницше едва ли думал, что все станут "сверхчеловеками". Но он исходил из того, что, стремясь быть "сверхчеловеками", люди станут людьми.
   В ХХ веке эти идеалы оказались скомпрометированными в ходе развертывания и установления сталинизма - трагического последствия большевистской революции 1917 года в России, идеологи которой опирались на теорию Маркса. Общество, созданное на основе проекта Маркса, оказалось далеким от проекта. Коммунистический эксперимент, начатый в СССР, закончился поражением.
   С другой стороны, на Ницше молился Гитлер. Была предпринята попытка установления фашистского режима "сверхчеловеков" в Германии 30-х годов. Она закончилась крахом. ХХ век стал веком кризиса идеалов.

   Человек задает вопросы.

  • Существует ли современный общественный идеал, или человечество покончило с ним как с химерой?
  • Может, так оно и практичнее? Нельзя же навязать современникам какой-то умозрительный новый идеал, нарисовать его на чистой доске сознания!
    назад вперёд
  • Луиджи Руссоло. Ницще и безумие

    человек задаёт вопросы

    Rambler's Top100