Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
С чего начать?
В подходе к вопросу о роли и возможностях человека издавна существуют две традиции. Согласно одной из них, личность, поступки, линия поведения человека решающим образом зависит от общества, в котором человек живет и действует.
Согласно другой традиции, исходной точкой является человеческое "я", человеческая субъективность. Человек сначала существует и только потом определяется, он как бы проецирует будущее из самого себя. Каждым шагом своего бытия он делает ответственный выбор собственной истории жизни.
"Каждый раз, бросая в воду камень, попадаю точно в центр круга"
Конфуций
|
|
|
|
"Cogito ergo sum". "Я мыслю, следовательно, я есть". Изречение это принадлежит французскому математику и философу Рене Декарту (1596-1650). По Декарту, наличие мысли обнаруживает, доказывает, подтверждает существование человека.
"Интеллект - это страсть" Рене Декарт
|
"Мы сами являемся реальными причинами наших действий".
Так утверждал Жан-Поль Сартр (1905-1980) - французский философ, писатель и драматург, мэтр экзистенциализма - философии существования (лат. "existentia" существование), приобретшей немалую популярность в середине ХХ в.
|
|
|
Декарт
|
|
В экзистенциализме мысль и существование отождествляются со свободным выбором человека: человек сначала существует и только потом определяется, он как бы проецирует будущее из самого себя. Человек существует только тогда, когда он делает выбор.
|
Бывают такие моменты, когда человек предельно остро осознает смысл существования, фундаментальные ценности. Этот момент "подлинного существования" очень точно уловил современник Пушкина поэт Е. Баратынский, расположив его "меж бурною жизнью и хладною смертью".
|
"Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов".
Альбер Камю
|
С позиций экзистенциалистов, человек, лишенный выбора, не существует, он мертв. Вот что пишет Сартр: "Чтобы быть, человек должен сам себя выбрать, ни изнутри, ни извне к нему не приходит ничего такого, что бы ему оставалось только принять. Человек полностью и неотвратимо обречен на нестерпимую необходимость созидания своего собственного существования, вплоть до мельчайших деталей". "Мы одиноки, и ничто нас не обязывает. Нигде не записано, что надо быть честным. Человек обречен на свободу. Он всегда вынужден выбирать, принимать решения. Его решения чреваты последствиями не только для него, но и для других. Человек, приговоренный быть свободным, возлагает тяжесть всего мира на свои плечи".
|
"Мертвые без погребения" |
|
|
"По ком звонит колокол" |
|
|
"Пятая печать" |
|
|
|
|
Ж.-П. Сартр |
|
"Человек - это непрерывное созидание самого себя" Ж.-П. Сартр
|
"Деяние существования".
Общим для экзистенциалистов является чувство трагической неудовлетворенности бытием. Человеку не приспосабливающему, не фальшивящему, не "социально обусловленному", а делающему непрерывный свободный выбор, невыносимо трудно. Но это, в сущности, и есть свобода, или, говоря словами японского писателя Юкио Мисимы, "деяние существования".
|
|
|
|