В. А. Миндолин. Человек и общество
Человеческий выбор


  Оглавление
  К читателю

  Человеческий выбор

  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Исторический детерминизм

   "Человек - это совокупность общественных отношений".
   Вот другое определение: человека, согласно которому именно общественные отношения лежат в основе личности, общественные условия формируют образ мыслей и образ действий человека, его стремления и свойства.
   Вдумаемся в высказывание сторонника такой позиции немецкого философа К. Маркса (1818-1883): "Люди сами делают свою историю, но они делают ее не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого".
   
"Создать собственную личность - значит осознать общественные отношения, а изменить свою личность - это то же, что изменить совокупность этих отношений"
Антонио Грамши

   Выходит, что личность можно изменить, лишь меняя общество? Но структура общества задана заранее: приходя в этот мир, мы застаем общественные условия как бы готовыми, они достаются нам в наследство от предков, от предшествующей истории. Вырваться из этой данности трудно - все время сталкиваешься со сцеплением свершившихся в прошлом, исторических выборов: Стало быть, будущее человека уже предопределено обстоятельствами?
   
"Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых"
Карл Маркс

   Обусловленный выбор.
   Формирующее воздействие объективных, не зависящих от воли и сознания человека обстоятельств, несомненно. Но в чем же тогда смысл собственно человеческой деятельности? Оставляет ли эта философия человеку место для свободного действия? Смысл человеческой деятельности, ответят "объективисты", в том, чтобы понять внутреннюю логику процесса развития общества и действовать в соответствии с этой логикой.
   
С этой точки зрения, можно создавать универсальных схемы развития общественных систем, предсказывать, каким будет следующее состояние данной системы и активно действовать в соответствии с исторически и логически обоснованным предсказанием.






Карл Маркс
Карл Маркс


   Философия, сторонники которой исходят из причинной обусловленности общественных явлений, может быть определена как исторический детерминизм (от лат. determino определяю). История предстает здесь как длинная цепь причинно-следственных связей, а смысл человеческого существования сводится к тому, чтобы пройти по звеньям этой цепи, освоить необходимые связи, ускорить или затормозить переход "причина-следствие-причина".
   На вопрос, свободен ли человек в выборе своей судьбы, марксист ответит: "Относительно свободен". Он свободен в той мере, в какой познает необходимость. Путь к свободе лежит через познание и осознанное действие. При этом бывают какие-то перекрестки истории и твоей личной жизни, когда ты делаешь решающий выбор, остальное потом зависит не от тебя, ты опять движешься в русле необходимости, закономерности.
   
"Судьба всех истинных героев может быть только трагичной"
Карл Маркс

М. Врубель. Жемчужина
Жемчужина


   Пространство трагедии.
   В чем суть исторической трагедии? В невероятно трудном, мучительном конфликте между возможностью - в принципе, и невозможностью - в конкретных обстоятельствах времени и места. Борющийся человек, в конце концов, терпит поражение в неравной схватке с косными обстоятельствами, которые всегда оказываются сильнее его. С этим связано и одно из самых трагических переживаний человека - переживание краткости жизни в сравнении с бесконечностью времени.
   Большинство смиряется с обстоятельствами. Герой не смиряется. Он стремится разорвать путы обстоятельств. Герой бывает побежден, нередко гибнет. Но своей жизнью и деятельностью он раздвигает рамки обстоятельств. С этого момента большинство живет и действует в новых, более широких, более свободных условиях. Так происходит расширение пространства человеческой свободы.

Человек


   Альтернатива.
   Итак, одни видят в историческом выборе, прежде всего, выбор личный, когда именно с человека начинается общество и его история, и тогда главным двигателем является спонтанный, внутренне присущий человеку мыслительный или волевой импульс. Другие рассматривают человека как функцию общества, и тогда выбор обусловлен причинно-следственной связью, история сама определит, куда тебя вести, а общество, в котором ты живешь, определит тип твоей личности. Важно, что в обоих случаях предполагается ответственность человека за мир и за себя самого.
   
"Жизнь - это небольшая прогулка перед вечным сном"
Ф.Г. Раневская
назад вперёд

Гравюра из космографии Мюнцера

Rambler's Top100