Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
"Человек - это совокупность общественных отношений".
Вот другое определение: человека, согласно которому именно общественные отношения лежат в основе личности, общественные условия формируют образ мыслей и образ действий человека, его стремления и свойства.
Вдумаемся в высказывание сторонника такой позиции немецкого философа К. Маркса (1818-1883): "Люди сами делают свою историю, но они делают ее не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого".
"Создать собственную личность - значит осознать общественные отношения, а изменить свою личность - это то же, что изменить совокупность этих отношений" Антонио Грамши
|
Выходит, что личность можно изменить, лишь меняя общество? Но структура общества задана заранее: приходя в этот мир, мы застаем общественные условия как бы готовыми, они достаются нам в наследство от предков, от предшествующей истории. Вырваться из этой данности трудно - все время сталкиваешься со сцеплением свершившихся в прошлом, исторических выборов: Стало быть, будущее человека уже предопределено обстоятельствами?
"Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых"
Карл Маркс
|
Обусловленный выбор.
Формирующее воздействие объективных, не зависящих от воли и сознания человека обстоятельств, несомненно. Но в чем же тогда смысл собственно человеческой деятельности? Оставляет ли эта философия человеку место для свободного действия? Смысл человеческой деятельности, ответят "объективисты", в том, чтобы понять внутреннюю логику процесса развития общества и действовать в соответствии с этой логикой.
|
С этой точки зрения, можно создавать универсальных схемы развития общественных систем, предсказывать, каким будет следующее состояние данной системы и активно действовать в соответствии с исторически и логически обоснованным предсказанием.
|
|
|
|
Карл Маркс
|
|
Философия, сторонники которой исходят из причинной обусловленности общественных явлений, может быть определена как исторический детерминизм (от лат. determino определяю). История предстает здесь как длинная цепь причинно-следственных связей, а смысл человеческого существования сводится к тому, чтобы пройти по звеньям этой цепи, освоить необходимые связи, ускорить или затормозить переход "причина-следствие-причина".
На вопрос, свободен ли человек в выборе своей судьбы, марксист ответит: "Относительно свободен". Он свободен в той мере, в какой познает необходимость. Путь к свободе лежит через познание и осознанное действие. При этом бывают какие-то перекрестки истории и твоей личной жизни, когда ты делаешь решающий выбор, остальное потом зависит не от тебя, ты опять движешься в русле необходимости, закономерности.
"Судьба всех истинных героев может быть только трагичной" Карл Маркс
|
|
|
|
Жемчужина
|
|
Пространство трагедии.
В чем суть исторической трагедии? В невероятно трудном, мучительном конфликте между возможностью - в принципе, и невозможностью - в конкретных обстоятельствах времени и места. Борющийся человек, в конце концов, терпит поражение в неравной схватке с косными обстоятельствами, которые всегда оказываются сильнее его. С этим связано и одно из самых трагических переживаний человека - переживание краткости жизни в сравнении с бесконечностью времени.
Большинство смиряется с обстоятельствами. Герой не смиряется. Он стремится разорвать путы обстоятельств. Герой бывает побежден, нередко гибнет. Но своей жизнью и деятельностью он раздвигает рамки обстоятельств. С этого момента большинство живет и действует в новых, более широких, более свободных условиях. Так происходит расширение пространства человеческой свободы.
|
|
|
Альтернатива.
Итак, одни видят в историческом выборе, прежде всего, выбор личный, когда именно с человека начинается общество и его история, и тогда главным двигателем является спонтанный, внутренне присущий человеку мыслительный или волевой импульс. Другие рассматривают человека как функцию общества, и тогда выбор обусловлен причинно-следственной связью, история сама определит, куда тебя вести, а общество, в котором ты живешь, определит тип твоей личности. Важно, что в обоих случаях предполагается ответственность человека за мир и за себя самого.
"Жизнь - это небольшая прогулка перед вечным сном" Ф.Г. Раневская
|
|
|
|
|