Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
"А человек упорно выгребает…"
Возникает, казалось бы, достаточно мрачная картина Вселенной, в которой властвует могущественная и непреодолимая тенденция к возрастанию случайности, где все движется к однородности и неизбежной тепловой смерти. Так ли это? Или новый фактор - человек и его деятельность по усложнению, упорядочению и упрочению мировых структур, по увеличению дифференциации и многообразия форм - действительно имеет значение? Прав ли поэт, говоря:
"Зверь
Приноровлён к склонениям природы,
А человек упорно выгребает
Противу водопада, что несет
Вселенную
Обратно в древний хаос"? (М. Волошин)
Человек во Вселенной.
Способны ли человеческий разум и наука выступать как факторы мирового, космического порядка? Занимаясь конкретным жизнеустройством, обычный человек обычно не ставит вопрос о смысле бытия, о цели человеческого существования на этой земле, о коллективном предназначении человечества. Иначе философия.
|
|
|
М. Волошин |
|
Человек задает вопросы:
Откуда я пришел?
Для чего живу?
Что меня ждет после смерти?
В сущности, это философские вопросы. Обдумывая бытие в целом, т.е. философствуя, человек удовлетворяет нормальную потребность духа - соотнести самого себя с природой и историей, а свою жизнь - с жизнью общества. Один из самых древних и самых мощных мыслителей нашей цивилизации грек Платон (427-347 до н.э.) утверждал, что в мире "общее соединено с единичным, а космическое с человеческим".
|
Связь "космического с человеческим" стала предметом размышлений русских религиозных философов конца ХIХ - начала ХХ века, особенно Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, упорно искавших место человечества в грандиозном круговороте возрождающихся и умирающих миров. Исследуя вполне человеческое стремление - не воспроизводить в своем сознании хаос мироздания, но противостоять хаосу тем, что вносить в него форму, упорядоченность, смысл, русские космисты пришли к выводу: человеческий мозг - это божественный инструмент, посредством которого Вселенная познает самое себя.
|
"Жизнь без определенного мировоззрения - не жизнь, а тягота, ужас"
А.П. Чехов
|
|
|
|
Предназначение человечества.
Два мыслителя минувшего, ХХ века поставили вопрос о космическом предназначении человечества с большой силой: француз Тейяр де Шарден и наш соотечественник Владимир Иванович Вернадский. Почти одновременно у того и другого возникло предчувствие, а затем и осознание единой задачи, связывающей людей друг с другом и с Космосом.
"Взятое в целом живое вещество расползается по земле и с первых же стадий своей эволюции вырисовывает контур одного гигантского организма"
Пьер Тейяр де Шарден
|
|
|
|
Пьер Тейяр де Шарден
|
|
"Разум не является формой энергии, а производит действия, как будто ей (энергии) отвечающие"
В.И. Вернадский
|
Общим для Вернадского и Тейяр де Шардена является понятие ноосферы, или "сферы разума". Возникновение "сферы разума" рассматривается как особый этап в развитии биосферы ("сферы жизни"). С образованием ноосферы решающее значение в эволюции планеты Земля приобретает материальное и духовное творчество человека. Планета очеловечивается. Возникает разумный компонент биосферы, гигантский космический мыслящий шар - первоначало разумного Космоса.
|
"В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе. Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного. Впервые человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты. Мы присутствуем и участвуем в создании в биосфере нового геологического фактора, небывалого по своей мощности и общности. Он научно установлен на протяжении 20-30 тысяч лет, но ясно проявляется с всевозрастающим темпом в последнее тысячелетие". (В.И. Вернадский).
|
Вернадский строит гипотезу, в соответствии с которой ноосфера направлена на консолидацию и усложнение жизни. Главную роль при этом играет наука. Развитие научной мысли ведет к единому общечеловеческому сознанию - сверхсознанию. Человечество постепенно начинает оказывать решающее влияние на биосферу. Мысляший шар противостоит силам хаоса во Вселенной.
|
По Тейяру, в определенной точке времени все люди сольются в один самосозидающий интеллект: "А в центральном стволе от одного зоологического пласта к другому что-то безостановочно, рывками развивается и возрастает в одном и том же направлении". (Тейяр де Шарден).
|
|
|
|
В.И. Вернадский |
|
Концепция Вернадского индифферентна по отношению к религии. В представлении Тейяр де Шардена мысль о космическом предназначении человечества облачена в религиозную оболочку: в ходе самовоспроизводства мыслящего слоя происходит возрастание духа на земле. Распространяясь по земле, сливаясь воедино, стремясь к постоянному приросту духовного начала, человечество оказывается на главной оси эволюции Вселенной, и эта ось ведет у него к Богу.
С этими предчувствиями и прозрениями связана мечта К.Э. Циолковского о влиянии на околоземное пространство. Ноосфера придает Космосу идею, смысл, цель. Посредством человечества Космос познает и организует самое себя. Эволюция человека и человечества становится значимой составной частью эволюции Вселенной.
|
|
|
Константин Циолковский
|
|
Две революции. И еще две.
На этом эволюционном пути человечество пережило две фундаментальных, великих революции. Сначала революцию книгопечатания. К концу ХV столетия книги печатали уже во всей Европе. А рядом шла эпоха великих географических открытий, сделавшая человечество поистине единым целым.
Еще одна революция - компьютерная - происходит на наших глазах. Уже сложилась развитая международная система производства, распределения и потребления информации, благодаря которой человечество ощущает себя единым целым, живущим в одном мировом объединении. Эта глобальная система демонстрирует лавинообразное возрастание информационных возможностей.
|
В ходе названных революций существенно менялся и тип общества, поскольку любое историческое общество можно рассматривать как систему коммуникаций.
|
Наша эпоха - время великих биологических открытий, и наступивший ХХI век, очевидно, будет веком биологии, открывающей новые и новые возможности для совершенствования человека.
|
|
|
Выявляются новые связи между человеком, человечеством, Космосом. Каждый человеческий мозг - целый мир и одновременно уникальная микрочастица единого мозга человечества, проникающего Вселенную: 10 млрд. людей на поверхности планеты могут быть уподоблены 10 млрд. нейронов в мозгу космического Человека. Дальнейший прогресс информационно-вычислительной техники и биотехнологий обещает коренным образом изменить сам уклад нашей жизни. При одном только условии: если он будет сопряжен с совершенствованием самого человека, во всем богатстве и блеске его физических, интеллектуальных, духовных, нравственных качеств, с гуманизацией его социальных отношений.
|
|
|
|