В. А. Миндолин. Человек и общество
Человеческий выбор


  Оглавление
  К читателю

  Человеческий выбор

  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Человек и судьба

    Человек спрашивает себя: каково мое место во Вселенной? И это исконно человеческий вопрос. Герой одного из прочитанных мною в детстве рассказов не терял надежды на то, что мир в одну секунду возьмет и полностью изменится - из-за какого-то одного-единственного события. И что именно он, он как личность, может стать инициатором и свидетелем этого превращения.
   Жизнь человека.
   Три группы факторов влияют на жизнь человека. Факторы первой группы носят необщественный, или внесоциальный характер, и определяются природными силами того многообразного мира, в котором живет человек. Рассматривая факторы этой группы, мы изучаем отношения человека с природным миром.
   
"Все, что видим мы, видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей не видна!"
Омар Хайям

Стасис Красаускас. Человек


   Факторы второй группы порождены обществом, тем, что на жизнь человека влияют и общественные силы. Вот их-то и изучает обществознание. Его предмет - отношения человека с миром общественным, взаимодействие человека и человека, человека и людского множества.
   
Поскольку индивидуальные действия всегда совершаются в социальном контексте, мы обратимся, прежде всего, к общественным явлениям. Предметом нашего курса будет, скорее, не природа, а история, культура, устройство общественного бытия, положение человека в обществе, то есть та категория явлений, которые считаются специфически человеческими.

Стасис Красаускас. Человек


   А третий фактор - это сам человек, коль скоро он сам строит свою жизнь. Понятно, что каждый из нас, со свойственными нам представлениями, суждениями, желаниями, чувствами, является не только объектом, но и субъектом общественного и природного бытия. Изменяя самого себя, человек изменяет мир.
   И как раз этот, человеческий, личностный фактор, имеет, при определенных обстоятельствах, первостепенное значение, определяя и облик природы, и путь развития общества, и будущее самого человека.
   Что человек может?
   Или, иначе, что в состоянии сделать человек в этой жизни? Вольно ли ему выбирать свою жизнь по своему усмотрению или что-то уже предопределено? Или что-то главное предопределено? Иной человек ощущает в себе огромные возможности, но всегда ли он может их осуществить? Что в осуществлении этих заложенных в человеке возможностей зависит от самого человека, а что зависит не от него?

Стасис Красаускас. Человек

   Жизнь и Судьба.
   А как отвечали на этот вопрос древние греки? Именно они, древние греки, одни из первых, всерьез задумались о смысле человеческого существования, о предназначении человека. Древнегреческие философы пришли к печальному, пессимистическому выводу о том, что над человеком, ничтожно малым перед лицом космической бездны, полностью и безоговорочно властвует Судьба.
   Судьба безлика, бесчувственна, слепа, она действует из прихоти, без смысла, без цели. Человек совершает в пустоте молчащего Космоса неотвратимый путь без конца, без начала и без всякой надежды. И что же делать? Единственно верное решение - со спокойным смирением отдаться во власть потока мировых событий и, когда придет час, безмолвно потонуть в этом потоке. Значит, смирение?
   Но смирение этих людей было героическим смирением. Лучшие из них призывали к действию, к борьбе. И человек Древней Греции боролся, и именно в этой битве с Судьбой становился героем и даже соперничал с богами. Но он должен был знать: борьба безнадежна, и ничего нельзя изменить в беспорядочном, хаотичном движении жизни. Все люди - одинокие скитальцы в черной космической пустыне, искры на ветру времени, все они обречены перед лицом темной воли Судьбы, рока.
   
Это "эллинское чувство рока" можно найти у Ф. Тютчева в его знаменитых "Двух голосах".

   Один наблюдательный философ заметил: "Сквозь античные тексты все время просвечивает облик смерти".
назад вперёд

Древняя Греция

Мойры
Мойры

Rambler's Top100