В. А. Миндолин. Человек и общество
Человеческий выбор


  Оглавление
  К читателю

  Человеческий выбор

  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Прогресс

   "Смысла я в тебе ищу".
   Представим себе конкретную пространственно-временную точку, Болдино, что в Нижегородской губернии, 8 октября 1830 года. Александр Пушкин. Импульс единичного человеческого сознания - стихи, сочиненные ночью во время бессонницы:
   "Мне не спится, нет огня;
   Всюду мрак и сон докучный.
   Ход часов лишь однозвучный
   Раздается близ меня.
   Парки бабье лепетанье,
   Спящей ночи трепетанье,
   Жизни мышья беготня…
   Что тревожишь ты меня?
   Что ты значишь, скучный шепот?
   Укоризна или ропот
   Мной утраченного дня?
   От меня чего ты хочешь?
   Ты зовешь или пророчишь?
   Я понять тебя хочу,
   Смысла я в тебе ищу"


"Тот, кто ответил себе на вопрос: "Зачем жить?" - сможет выдержать почти любой ответ на вопрос: "Как жить?"
Франц Кафка



А.С. Пушкин
А.С. Пушкин


   Смысл прогресса.
   Поиск смысла существования человека и человечества выводит нас на понятие "прогресс". По своему происхождению слово "прогресс" означает движение вперед, успех. Понятие это не изначально. Оно изобретено в связи с массой научных открытий и технических изобретений, которые сделаны в последние три века. Именно в течение последних трех столетий крепла уверенность, что человечеству гарантировано развитие по восходящей линии. Содержание понятия "прогресс" менялось во времени, да и в один и тот же момент, в силу своей неоднозначности, могло получать разный смысл.
   Каковы же критерии, мерила прогресса, на основании каких признаков может он оцениваться? На первый взгляд, прогресс выглядит как количественный рост, увеличение объемов. Например, промышленных. Но если вместе и в связи с промышленным ростом растет загрязнение окружающей среды, обнаруживается "регресс в прогрессе". Или несомненный рост объемов и соответственно возможностей мозга. Сопровождается ли он увеличением доли мыслящих людей в составе человечества? На земле производится все больше энергии, например, ядерной. И одновременно чудовищно выросли накопления смертоносного ядерного оружия. Очевидно, что рост объемов, сам по себе, - это еще не прогресс.
   С большей уверенностью мы говорим о прогрессе как о восхождении от простого к сложному. Действительно, наблюдается усложнение техники и технологий. Движение от простого к сложному заметно в биологической и социальной эволюции.

   Порядок и хаос.
   Если посмотреть на прогресс с точки зрения соотношения порядка и хаоса, то обнаруживается одна любопытная закономерность. Оказывается, что во многих культурах мира, в рассуждениях о движении вперед неизменно существует противопоставление "упорядоченного" и "неупорядоченного". По-видимому, важным критерием прогресса является возрастание порядка, вопреки хаосу. Собственно, в чем заключается смысл существования науки, прогресс науки? В обнаружении правильностей, закономерностей, в систематизации.
   
"Наука возникла из отвращения интеллекта к хаосу"
Ф. Ницше
   
Прогрессивное становление в науке являет собой рост упорядоченности человеческого знания. Хаос на то и хаос, что он не обладает никакой внутренней структурой. А человек в своей познавательной и организационной деятельности стремится структурировать природу и общество. Обнаружение упорядоченности в природных и общественных структурах, - это и есть наука.

   В свою очередь, оценивая тенденцию развития человеческого общества, - от первобытного стада до современных обществ, - мы наблюдаем все тот же рост структурированности, упорядоченности.




А. Леонов. Поехали!..

   Но есть и другая сторона прогресса. В космическом движении, в природе, в обществе существует тенденция, противоположная прогрессивному становлению. Она ведет к распаду структур, обесцениванию энергии, другими словами,- к увеличению энтропии. Научное понятие энтропии характеризует степень упорядоченности элементов и связей в системе. Энтропия - это мера неопределенности, хаотичности системы.
   В природе можно отчетливо наблюдать сцепление процессов роста энтропии, роста дезорганизации с процессами, наоборот, влекущими за собой рост организации и спад энтропии. Человек, и конкретно человек научный, занимает в этом сцеплении особое место. Именно наука и технологии дают возможность снизить энтропию.

Новая земля, 1961
Новая земля, 1961

   Как выглядит дьявол?
   Этим заинтересовался американский математик, один из создателей кибернетики Норберт Винер (1894-1964). Суть рисуемой Н. Винером картины мира - колоссальная битва организации и дезорганизации, информации и разрушения, порядка и хаоса. "По мере того, - пишет Винер, - как возрастает энтропия, Вселенная и все замкнутые системы во Вселенной имеют тенденцию к изнашиванию и потере своей определенности, и стремятся от наименее вероятного состояния к более вероятному: от состояния организации и дифференциации, где существуют различия и формы, к состоянию хаоса и единообразия".
   Из второго закона термодинамики следует необратимое возрастание энтропии: в замкнутых системах энтропия может только увеличиваться. Значит, все портится, приходит в упадок, все катится под откос. Выходит, что Космос движется к хаосу, а энтропия должна возрастать?


Норберт Винер
Норберт Винер

   
Вот как видел эту картину русский поэт Максимилиан Волошин:
   "Мы существуем в Космосе, где все
   Теряется, ничто не создается…
   Вселенная - не строй, не организм.
   А водопад сгорающих миров".

   Человек задает вопросы:

  • Как соотносятся между собой акты созидания и разрушения?
  • Что побеждает: становление и жизнь или деградация и смерть?
  • Чем заканчивается (или никогда не заканчивается?) вселенская конкуренция энергии и энтропии?
  • Правильно ли говорить, что наиболее вероятным состоянием является такая эволюция, которая ведет к хаосу и беспорядку?
  • Человек задает вопросы


       В своей книге "Кибернетика и общество" Винер, между прочим, обращает внимание на одно из христианских пониманий образа дьявола: дьявол - это слепая сила, энтропия, направленная против слабого и невежественного человека.
       
    С этой точки зрения, две противоположности движут природой и обществом, всей Вселенной. С одной стороны, дьявольский поток, увлекающий Вселенную к вырождению, к смерти. С другой, божественный поток жизни. С одной стороны, нечто разумное, предсказуемое, упорядоченное. С другой - хаос, кошмар, безумие. Смерть постоянно захлестывает жизнь, силы созидания подрываются силами разрушения.
    Микельанджело Буонаротти. Отделение света от тьмы
       
    Наверное, все это не так элементарно: свет порядка - чернота хаоса… Обратите внимание на безмерно оптимистичный тост юного Пушкина "Да здравствует солнце, да скроется тьма!". Вспомните и библейское, новозаветное, из Евангелия от Иоанна: "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его". В первом случае - вера в торжество разума и света. Во втором - сдержанный, умудренный голос, уповающий на усилия человека сохранить свечу разума, веры и воли в хаотичной тьме Вселенной.
    назад вперёд

    М. Врубель. Фауст и Мефистофель

    Rambler's Top100