Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
Уж так устроен человек, что он все время мыслит и чувствует в категориях целей, стремится предписывать смысл и пункт назначения действиям и событиям. И это понятно: человек действует (по желанию или по необходимости), а деятельность всегда подразумевает цель деятельности. Другое дело, находится эта цель за пределами жизни, или это цель жизни, или краткосрочная цель, намечаемая с утра и реализуемая к обеду.
Индивидуально конечная точка человеку задана - это смерть. Но что-то мешает ему сказать себе, что итогом его существования является смерть.
|
|
|
|
Впрочем, не всегда. Представление о смерти - основное в самурайском кодексе: "Путь самурая, - говорится там, - это стремление к смерти". Но в то же время утверждается, что самураи - это люди, которые думают о чем-то за пределами своей жизни.
|
"Мы изобрели понятие "цель" - в реальности отсутствует "цель"
Фридрих Ницше
|
Но имеет ли цель человечество в целом? Оказывается, что на протяжении большей части мировой истории массы людей упрямо стремились иметь общезначимое представление о цели. Причем не о промежуточной, а о конечной цели, об особом своем предназначении. Все время возникало видение исторического процесса как направленного к какой-то определенной точке. Может быть, человечеству, изначально свойственно бессознательное тяготение к идее "конечной цели"?
|
Или было свойственно? Кто-то из наших современников остроумно заметил, что современная цивилизация имеет все более могучие средства и все более неясные цели.
|
"Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни"
А.А. Блок
|
|
|
|
Самурай |
|
Эсхатология.
Слово - эсхатология происходит от греч. eschatos последний + logos понятие, и объемлет мистические представления о конечной судьбе мира и человечества. Эсхатологические представления входят во многие религии, например, в христианство.
|
Но еще до начала нашей эры древнееврейские пророки неизменно предсказывали какую-то громадную историческую катастрофу, после которой уже ничего не будет.
|
Речь идет о конце истории, предчувствие которого - своего рода традиция человечества. Какова бы ни была философия истории, концепция "конца истории" присутствует в любом случае. Миллионы людей в различные эпохи и в разных концах света безоговорочно принимают эту идею, а многие даже стремятся к финалу. Эсхатологические ожидания человечества - это ожидания катастрофы и финала, или финала через катастрофу.
|
|
|
Христианская версия.
Существует немало версий конца истории. Одна из самых распространенных - христианская версия. Последняя книга Библии, "Апокалипсис" являет собой откровение о катастрофе, через которую человечество войдет в "светлое будущее", в Царство Божие на земле. Будет покончено с многовековым неправедным и несправедливым состоянием бытия. После "последнего и решительного боя", произойдет окончательное утверждение идеалов Истины, Добра, Красоты, и история получит свое гармоничное завершение в идеальном состоянии возродившегося человечества.
Это связано с предсказанием Второго Пришествия Христа, после которого "времени больше не будет" (слова из "Апокалипсиса") - мир застынет в своем совершенстве. Приход нового, совершенного мира в результате катастрофы существующего, - такова одна из версий финала человеческой истории, существующая в христианском мире и по сей день.
|
|
|
Коммунистическая версия.
С давней мечтой человечества о "Золотом веке" связано коммунистическое представление о финале. В ХIХ-ХХ вв. показалось, что "Золотой век" приблизился, что он рядом. Это оптимистическое видение было обусловлено небывалым ускорением научного и технического прогресса. Многим показалось, что на базе новейшей науки и техники, раскрепощенного человеческого труда, через революционный взрыв и революционную диктатуру - возможен скачок из царства необходимости в царство свободы. Об этом извещал "Коммунистический манифест" 1848 г. Коммунизм представал как финальная цель. Наступление "Царства Божия" переносилось из потустороннего будущего в практические человеческие дела здесь, на земле.
|
|
|
Либеральная версия.
|
Ф. Фукуяма
|
В конце ХХ века, прошедшего под знаменем войн и революций, возник своеобразный кризис цели. Человечество во всеоружии науки, техники, современных технологий хоть и казалось сильным, но на деле зачастую оказывалось бессильным противостоять несправедливости, варварству, жестокости, экологическим и иным угрозам.
Одновременно с кризисом цели (а, может быть, как ответ на него) появилась новая версия конца истории. Она была изложена в книге Фрэнсиса Фукуямы, которая так и называлась - "Конец истории и последний человек", и сразу же стала мировым бестселлером. История уже закончилась, сообщил либеральный профессор, только никто этого не заметил. Отныне и навсегда устройство мира будет базироваться на одном образце, и это будет западная модель, прежде всего, американская - американский стандарт рынка, капитализма и демократии. Америку, "цитадель прогресса", Фукуяма объявлял уже достигнутой целью человеческой истории. Катастроф, уверял он, больше не будет, и уже ничто не сможет противостоять американскому миру, американской империи. Финал наступил, история завершена.
|
|
|
"После либерализма" |
|
"Пределы роста".
А двадцатью годами раньше возникла еще одна, одно время чрезвычайно популярная версия конца истории - версия катастрофы без спасения. В 1972 г. группа молодых американских специалистов попыталась создать на базе компьютерных моделей футурологический прогноз на ХХI век. Так появилась знаменитая книга "Пределы роста" ("The limits to growth"). В интервале между 2030-2050 годами, предупреждали авторы прогноза, жизнедеятельность человечества станет предельно опасной для среды обитания и войдет в непримиримое противоречие со всей планетой, произойдет гигантский планетарный спазм, несущий гибель.
|
|
|
"За пределами"
|
|
Ну и что?
Иные спросят: "Ну и что? Зачем нам все эти версии финалов?" Может быть, пригодятся. Что впереди? Куда идет человечество? Как видно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы.
Среди прочих, и такой ответ: представление об окончательном историческом состоянии, которое непременно должно наступить, в принципе неверно. Просто идет непредсказуемое движение, некий великий эксперимент, результаты которого могут быть самыми неожиданными. Если так, то "конца истории", какого-то предначертанного "смысла истории" просто нет, в исторической деятельности происходит постоянное возобновление целей, а будущее всегда открыто.
|
|
|
Э. Булатов. Дорога |
|
|