В. А. Миндолин. Человек и общество
Основания культуры


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей

  3.2. Основания культуры

  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Культурный прогресс

   Существуют два основных подхода к проблеме культурного прогресса. Первый вариант (назовем его линейным) предполагает, что стадии единого культурного развития последовательно сменяют друг друга. Так у Ж.-Ж. Руссо: за дикостью, считал он, следует стадия варварства, затем цивилизации. Так у К. Маркса: первобытный строй сменяется рабовладельческим строем, затем следует феодальный, капиталистический, коммунистический - общественные формации повсеместно следуют одна за другой, сменяют одна другую. Из линейного представления о прогрессе исходят сторонники современной либеральной идеи движения к единому цивилизованному обществу на основе "общечеловеческих" ценностей.
   В сущности, здесь тоже предполагается общий исторический путь для всех стран и народов, а различные культуры выступают как ступени одного и того же восходящего развития человечества. Получается, что все страны проходят однотипные, неизменные фазы, просто одни отстают от других. В подобных представлениях культуры сменяют одна другую в определенной исторической последовательности, процесс един: происходит переход от менее высоких культурных форм к более высоким формам. Культурный прогресс видится бесконечным. Это один подход.

С. Красаускас. Загадка


   Человек задает вопросы.

  • Но не является ли это линейное представление, вообще говоря, прямолинейным?

       Другой подход предполагает нелинейный вариант развития культур. С позиций сторонников такого подхода, человечество в культурном отношении не является единым, каждая из культур относительно самостоятельна и даже герметична. Более того, каждая из культур конечна, как конечна человеческая жизнь. В то же время культурно-исторический путь представляется многовариантным. Культурный прогресс не гарантирован.

  • человек задаёт вопросы

       
    Эта версия нашла себе много сторонников в России и раньше других была обоснована русскими мыслителями Н.Я. Данилевским ("Россия и Европа"), К.Н. Леонтьевым (ХIХ век), П.А. Сорокиным (ХХ век), а в недавнее время Л.Н. Гумилевым.
       
    "Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это была бы только невозможная и вовсе нежелательная неполнота"
    Н.Я. Данилевский


       "Закат Европы".
       В Европе ярким представителем такого, нелинейного, подхода к проблеме развития культуры был Освальд Шпенглер (1880-1936), автор знаменитой книги "Закат Европы". Шпенглер понимает культуру как организм, который обладает сквозным единством - через века. Единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Каждый культурный организм обособлен. Срок его жизни, его своеобразный "жизненный цикл", измеряется примерно тысячелетием. Потом культура умирает. Умирая, культура перерождается в цивилизацию - "бессмысленный механизм", "бездарный интеллект". От героических деяний она переходит к механической работе, от творчества к бесплодию, от становления к окостенению.

    Николай Данилевский
    Освальд Шпенглер

       
    Цивилизация у Шпенглера - это выродившаяся культура, высокий уровень умения при утрате духовности. "Цивилизация, - пишет Шпенглер,- есть завершение. Она следует за культурой, как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как окоченение за развитием. Она неотвратимый конец; к ней приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры".

       В ХХ веке, считал О. Шпенглер, неумолимый ход вещей приводит американо-европейскую ("фаустовскую") культуру к вырождению и гибели. За каким из культурных очагов будущее, сказать заранее трудно. Все они (египетская, греко-римская, индийская, китайская и др. культуры) свершают свои неизбежные круги от юности и зрелости к старости. Может быть, спрашивал Шпенглер, перспектива за молодой русско-сибирской культурой?
       
    Прозрения Шпенглера интуитивны, а его культурно-исторические конструкции во многом произвольны; но европейцы, как раз начавшие разочаровываться в идее "линейного прогресса", приняли его книгу с восторгом. Во всяком случае, она вызвала очень большой резонанс.

    Собор в Амьене
    медведь

       Циклические ритмы.
       Английский историк и социолог Арнольд Тойнби (1889-1975), автор огромного труда "Постижение истории", считал, что все цивилизации подвержены циклическому ритму развития: генезис - рост - расцвет - надлом - уход в небытие. Исследуя историю, Тойнби насчитал 21 цивилизацию. "В настоящее время, - писал он, все, кроме семи, из двадцати одной цивилизации уже мертвы, да и большинство из этих семи клонится к упадку и разложению". "Окаменевшие цивилизации статичны, потому что они утратили жизнь в результате неудачной попытки перейти из одного состояния в другое. Они мертвы. И смерть их нельзя ни опровергнуть, ни преодолеть. Их участь - распад, только разлагаться они будут с разной скоростью: одни - как тело, другие - как древесный ствол, а иные - как камень на ветру". Рисунок 276. Арнольд Тойнби.
       
    "Самое оживленное движение часто наблюдается в тупиках истории"
    Арнольд Тойнби

    Арнольд Тойнби


        Словом, Шпенглер и Тойнби рассматривают человеческую историю как более или менее предопределенный подъем и упадок отдельных, изолированных культур, или цивилизаций. Культура (цивилизация) живет и умирает в определенном историческом интервале (вероятно, тысячелетия), в определенном жизненном пространстве. Из этого следует, во-первых, что всякая данная культура-цивилизация есть особый феномен, несводимый к другим. Во-вторых, нет никакого "предзаданного" плана истории, а представление о том, что история развивается успешно и что ничто хорошее, в том числе великие цивилизации, не может исчезнуть, - иллюзия. Такой подход предполагает корректировку представлений о прогрессе как обеспеченном (чем-то) линейном движении вперед. Рисунок 277. Рене Магрит. Окно.

    Рене Магрит. Окно


       Культурное множество.

       Человек задает вопросы.

  • Мы определяли социум как совокупность некоторых множеств, включая культурное множество. Насколько сильно зависит культура других множеств, например, от экономического и политического?

       Ответы на этот вопрос тоже могут быть совершенно разными. Выражая распространенный сегодня взгляд, Ф. Фукуяма говорит о всесторонней унификации культуры. Он считает, что "вестернизация" мира на базе единых, стандартизованных рыночных и демократических ценностей - этот закономерный итог человеческой истории - означает также и его культурную вестернизацию, или "западнизацию".
       
    Ускорению процесса "западнизации" способствует мощная и всепроникающая мировая культурная империя, которая опирается на господство в современном мире западных масс-медиа, больше всего американских.

       А. Тойнби высказывает противоположную точку зрения: "Подобный взгляд на современный мир следует ограничить только экономическими и политическими аспектами социальной жизни, но не следует распространять его на культуру, которая не только глубже первых двух слоев (экономического и политического), но и фундаментальнее. Тогда как экономическая и политическая карта мира действительно почти полностью "вестернизируется", культурная карта и поныне остается такой, какой она была до начала западной экономической и политической экспансии".
       
    "В сравнении с культурным элементом экономический и, тем более, политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации"
    Арнольд Тойнби


  • человек задаёт вопросы
    Микки-Маус
    П. Филонов. Голова



       Человек задает вопросы.

  • Итак, кто же прав: А. Тойнби или Ф. Фукуяма? Закономерна ли культурная "вестернизация" современного мира? Будет ли она продолжаться?
    назад вперёд
  • Rambler's Top100