Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
Говоря об основаниях культуры, полезно помнить, что каждая историческая эпоха дает культуре свои основания. Смена оснований связана с проблемой идеала. В отношении эпохи западноевропейского, да и русского средневековья, можно говорить о теоцентризме культуры (греч. theos - Бог). Церковь была колыбелью и цитаделью национальных культур.
|
|
|
В эпоху Возрождения изменяется не только идеал, к человеку перемещаются основания культуры - наступает время культурного антропоцентризма. Принцип существования европейской культуры, начиная с эпохи Возрождения, - творчески реализующая себя личность, свободная индивидуальность.
В эпоху Просвещения основаниями культуры становятся разум, рациональность. Наука воспринимается как ядро культуры.
В ХIХ и частично ХХ веках на первый план выходит опытное знание, пусть не универсальное, зато достоверное, практичное. Для этого времени характерна вера в позитивное начало, стремление построить общество на сугубо практических основаниях. То, что практично, воспринимается как благо, непрактичность - как зло.
|
Культура этих двух веков пытается или опираться на положительный опыт или отталкиваться от него: реализм проявляет необходимое почтение к действительности, а романтизм мало почтителен по отношению к ней.
|
|
|
|
Господствующий в философии позитивизм (лат. positivus - положительный), признающий смысл только за суммой опыта, долгое время кажется окончательным основанием европейской культуры. Культуре предлагается обращается к действительности, и только к ней, к положительному опыту, и только к нему.
Культура и НТР.
Но вот примерно полвека тому назад начинается научно-техническая революция, положительные знания о природе вещей увеличиваются подобно лавине, и обнаруживается: "положительный опыт" крайне противоречив. Чем дальше, тем больше, он дробит согласованную картину мира, дробит реальность, толкает к отказу от единых ценностей, норм и традиций, в том числе моральных. Культура и опыт "разводятся". Возникают серьезные сомнения, что практический опыт, сам по себе, может являться сколько-нибудь прочным основанием культуры.
|
|
|
|
Что такое опыт? Мы все детальнее можем описывать явления, из которых складывается окружающий мир. Но общая картина мира как бы распадается.
|
В ХХ веке человечество добилось невиданного материального прогресса и одновременно столкнулось с несомненными трудностями духовного свойства. Культурный прогресс, как и всякий прогресс, означает, в самом общем виде, расширение пространства человеческого развития. Казалось бы, это пространство увеличивается. Материальная культура и наука сделали огромные успехи, их социальные приложения очевидны. В то же время все более настойчиво звучат утверждения о том, что в развитии человечества происходит какой-то отлив. Что-то серьезное (и, вероятно, негативное) происходит с духовной культурой, у которой своя логика развития.
|
|
|
|
Характерно при этом постоянное ускорение культурно-исторического процесса. В древнем, архаическом, обществе сколько-нибудь существенные культурные изменения требовали веков, если не тысячелетий. Перемены, происходящие на протяжении жизни отдельных поколений, практически равнялись нулю. Еще в ХIХ веке динамика культурных форм существенно не изменялась, по крайней мере, в пределах жизни трех поколений. Сегодня налицо явление, которое культурологи называют "актуальной культурной динамикой": в течение 25-30 лет (период активной жизни одного поколения) происходят очень сильные изменения в культуре, в ценностях и культурных нормах. В связи с этим усложняется коммуникационное, "понимательное", взаимодействие между поколениями, возникает проблема непосредственной трансляции культурной информации от поколения к поколению.
|
|
|
|
|