Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
"В чем смысл этого общества, которое становится все богаче и богаче, но никто от этого не становится счастливее?" - задаются вопросом герои скандинавского фильма "Идиоты", и, пожалуй, это совсем не идиотский вопрос.
Существует массовое явление, которое, так или иначе, всегда противостоит культуре и которое существенно усугубляет современный культурный кризис. Это явление - мещанство. Еще в начале ХХ века Н.А. Бердяев определял его как "век мещанства". Мыслитель имел в виду небывалое обострение потребностей в земном благополучии и земных благах.
|
|
|
"Мещанин - это человек, который любой ценой хочет испытать удовольствие"
А. Вайда
|
"Принцип удовольствия" определяется психологами как "тенденция к немедленному и полному снятию напряжения, без мысли о последствиях". Не возникает ли на наших глазах новый тип общества, члены которого не имеют иных целей и задач, кроме личного потребления и погони за удовольствием?
|
Несколько совершенно разных авторов дают близкие, по сути, определения мещанства. Ф. Ницше устами Заратустры: "И стали они нагло жить в кратких наслаждениях, и почти не имели целей за пределами текущего дня". М.М. Зощенко: мещане живут "без всяких особых намерений". Ф.М. Достоевский: "Реализм, ограничивающийся кончиком своего носа, опаснее самой безумной фантастичности, потому что слеп".
Одной из характерных черт мещанского сознания является отождествление идеи прогресса только с прогрессом потребления, бездумное участие в навязанной человеку потребительской гонке. Об этом писал Э. Фромм: "Сегодня ничтожная, ограниченная потреблением жизнь - удел всего среднего класса, представители которого в крайне слабой степени ощущают личную ответственность за что бы то ни стало". Чем больше дешевых товаров, тем больше пассивных потребителей, которые успокаиваются на материальном благосостоянии и рассуждают, как лягушки из мультфильма "Дюймовочка": "Поели, теперь можно и поспать. Поспали, теперь можно и поесть".
|
"Суть установки, присущей современному потребительству, в стремлении проглотить весь мир"
Эрих Фромм
|
|
|
|
|
"Человек в поисках смысла". Автор поучительной книги "Человек в поисках смысла" Виктор Франкл (1905-1997) констатирует в современном мире "экзистенциальный вакуум" - утрату смысла. Этот вакуум проявляется главным образом в ощущении скуки. "По моему убеждению, - пишет Франкл,- принцип наслаждения в конечном счете разрушает сам себя. Чем больше человек стремится к наслаждению, тем больше он удаляется от цели. Другими словами, само "стремление к счастью" мешает счастью". Позиция Франкла такова. В норме наслаждение никогда не является целью человеческих стремлений. Оно является и должно оставаться результатом, точнее, побочным эффектом достижения цели. Другими словами, если есть причина для счастья, счастье вытекает из нее автоматически и спонтанно. В той мере, в какой человек делает счастье предметом своих устремлений, он неизбежно делает его объектом своего внимания. Но тем самым он теряет из виду причины для счастья, и счастье ускользает.
|
Современным капитализмом уже создана проблема избыточного потребления, кстати сказать, при недостаточности ресурсов. Чем больше продукции, тем больше нужно потребителей. Рост потребления должен продолжаться даже после того, как человек полностью удовлетворен. Этот избыток потребления - явление, несомненно, враждебное культуре. Почему? Очень просто. Потому что культура - в мере.
|
Участвуя в 1991-ом и последующих годах в переворачивании отношений собственности и власти в России, массы людей, уставшие от многочисленных дефицитов, возмущенные номенклатурными привилегиями, стремившиеся к свободе и справедливости, едва ли знали действительных целей новой революции. Между тем, дело шло об изменении характера цивилизации - ценности труда и познания ушли на второй план, целями стали потребление, удовольствие, развлечение. В обществе теперь господствует принцип потребительства. Супермаркеты, ток-шоу, казино, культ секса и масскульт - знаки новой модели. Потребительская цивилизация.
|
|
|
|
Бизнес-машиной управляют законы спроса и предложения, или законы рынка. Но правильно ли, что рынок забирает тотальную власть в обществе? Что является целью производства - получение прибыли или удовлетворение разумных человеческих потребностей? Ответить на этот вопрос должна культура, и только она одна и может это сделать.
"Над всем миром висит облако словесного мусора, как пары асфальта и бензина над нашими городами"
Йохан Хейзинга
|
Человек задает вопросы.
Как будет выглядеть культура ХХI века?
|
|
|
|