Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
Приступая к описанию современного культурного кризиса, заметим, что слово "кризис" вовсе не обязательно несет в себе отрицательный смысл. Греческое krisis означает "решение", "приговор", "решительный исход". Китайский иероглиф, символизирующий "кризис", состоит из двух образов, первый из которых обозначает опасность, а другой - благоприятную возможность. Речь, таким образом, идет о переломе, о некоем критическом состоянии, которое переживается трудно и может иметь как печальный, так и благоприятный исход, - в любом случае кризис предвещает новое качество.
Сфера труда.
Рассмотрим эту ситуацию более подробно. Начнем со сферы труда. Наша цивилизация формировалась прежде всего именно в этой сфере. Привычная социальная этика, фундаментальная привычка человечества состоит в том, что именно здесь, в сфере труда и посредством труда, человек реализует свою сущность.
|
Наиболее продвинутый, западный, мир, - это христианский мир. А значит, мир труда. Начиная с библейского утверждения, что человек всегда в поте лица своего будет добывать хлеб свой, европеец закалил свою трудовую этику в этом богоугодном стремлении работать из поколения в поколение. Работа для европейцев была главным путем к совершенствованию.
|
Но с прогрессом техники и технологий количество общественно-необходимого для поддержания жизни труда заметно сокращается, а сфера труда в жизни современного человека сужается. С физическим трудом все ясно: в современных наиболее развитых обществах непосредственно в хозяйственной, материальной сфере занято менее 20% работающих. А в середине ХХI века в материальном производстве будет занято 10, а то и 5 проц.
|
|
|
Человек задает вопросы.
Сфера труда становится, стало быть, не главной? Развлекаемся? Отдыхаем?
|
Не стоит, правда, расслабляться раньше времени. Пока это не более чем возможность. На практике гонка за выживанием продолжается и даже усиливается. Как показывает статистика, средний американец работает сегодня на 25% больше, чем в начале 70-х годов.
|
Определенно, труд перестает быть главной жизненной необходимостью. Вместе с этим сужается его общественная ценность. Становится возможным жить праздно, и эта возможность усиливает стремление к праздности, к развлечениям. Желание развлечений нарастает, а для многих людей развлечение становится преобладающей потребностью в жизни.
|
Начинают меняться жизненные цели. Этика удовольствия заступает место этики труда и долга. Потребность в удовольствии признается и культивируется как основной инстинкт.
|
|
|
|
Человек задает вопросы.
Что это, новый компас или "топор под компасом"?
Сфера игры.
Соотнесем теперь труд и игру. Игра всегда была одним из формирующих элементов человеческой культуры. Как писал В.Шекспир, - весь мир театр, и люди в нем актеры. В игре создается "иное бытие", нежели "обыденная жизнь". Игровая деятельность коренится в глубинных основах душевной жизни человека и жизни человеческого общества. Игровой элемент был очень велик в древние времена и в средневековье. В последующие столетия он уменьшался. Но в ХХ веке и особенно сегодня становится видна новая роль игры. Наряду с трудом, игра становится основной деятельностью человека. Одновременно происходит огрубление, а то и опошление игровой культуры. На сцене, в кинолентах, на стадионе или в казино, в судах, в коммерции и политике, - везде, где удается, люди играют. И чем дальше, тем больше.
|
|
|
Человек задает вопросы.
Не станет ли игра в ХХI веке преобладающей деятельностью человека?
|
На возрастающую роль игры в жизнедеятельности человека обратил внимание голландский ученый Йохан Хейзинга в книге "Homo ludens" - "Человек играющий".
|
"Культура вырастает как игра и в игре"
Йохан Хейзинга
|
|
|
|
Семья.
Основная социальная и культурная ячейка на протяжении тысячелетий - семья. Но что с ней и где она? В последние десятилетия в западных странах отмечается небывало резкое падение численности заключенных браков и одновременно увеличение числа одиночек. Это особенно касается Франции, Германии, Скандинавии.
"В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность"
И. Кант
|
|
Во время последней переписи в Париже впервые за всю историю этого города в нем оказалось больше холостых семей, чем супружеских пар. В сегодняшней Германии треть населения в возрасте 25-35 лет составляют одинокие мужчины и женщины, еще треть в этой возрастной группе составляют бездетные семьи. В США за последние сорок лет количество разводов увеличилось вдвое, превысило 50%, прогнозируют 2/3. В общем, распад семьи стал обычным делом, а для большого числа людей семья вообще потеряла смысл. Не является ли это проявлением тенденции не только к ослаблению, но и к исчезновению традиционной семьи?
На современном Западе проблемы "сексуальной свободы", крушения семьи, ослабления и даже исчезновения традиционного отцовского авторитета воспринимаются как животрепещущие. Иногда обнаруживаются далеко идущие следствия. Французский писатель Мишель Уэльбек считает, что в действительности речь идет о новой ступени исторического возвышения индивидуализма: "Супружеская пара, семья, представляла собой последний островок первобытного коммунизма в лоне либеральной цивилизации. Следствием сексуального освобождения явился распад этих сообществ переходной эпохи - последнего препятствия, стоящего между индивидом и рынком".
Один только пример. В США в 1960-е годы отцы разговаривали со своими детьми в среднем 45 минут в день. Сегодня это время составляет лишь 6 минут. Между прочим, отцовство традиционно рассматривалось как главная мужская идентичность.
|
|
|
|
Религия. Следующий аспект кризиса касается взаимоотношений культуры и религии. В культуре человечества изначально присутствовал сильный религиозный элемент, и роль церкви как института культуры была всегда значительной, как и влияние религии на культуру. Тенденцией последних веков является секуляризация культуры (лат. saecularis - светский). Этот процесс секуляризации - естественный. Нормальным является светское государственное устройство, подразумевающее, что религиозные воззрения - частное дело людей, а не их гражданская обязанность. Но именно в ХХ веке возникло выражение "бездуховная культура", содержащее, по видимости, противоречие в определении и тоже свидетельствующее о кризисе.
|
|
|
|