В. А. Миндолин. Человек и общество
Основания культуры


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей

  3.2. Основания культуры

  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Культура нового века

   Этого нельзя сказать заранее - такие элементы может отобрать только сама жизнь. Корректно сформулированный вопрос звучит, пожалуй, так: каковы условия успешного выхода из современного кризиса?

   Первое из этих условий - внимание к гуманистической, гуманитарной составляющей, уважение к человеку. Именно человек является той животворной точкой, в которой пересекаются прошлое, настоящее и будущее. Но это не европейский, американский, азиатский, русский, африканский или какой-нибудь иной конкретный человек, а все человек, представитель человеческого рода. Для этого необходим безусловный общепланетный, общецивилизационный приоритет, общечеловеческая солидарность, развитие общечеловеческого сознания как универсального.

   Другое условие сформулировано Альбертом Швейцером (1875-1965), человеком, который являет собой выдающуюся личность ХХ века. Швейцер сформулировал важный этический принцип, который может и должен быть противопоставлен пугающей закономерности человеческой истории - постоянному, из века в век, росту массы насилия. Этот принцип - сочувствие ко всякой жизни, уважение ко всему живому.

Гелий Коржев. Мутанты
Р. Магрит. Будущее

   Альберт Швейцер - человек немецко-французской культуры, врач и музыкант. Когда ему было около 40 лет, он основал на собственные средства больницу в Ламбарене, Габон. В тиши дебрей Африки он размышлял над загадочностью своей жизни и над теми отношениями, которые существуют между ним и другими заполняющими мир жизнями. Он остро почувствовал благоговение жизнью - перед собственной и любой другой жизнью, которая с ней соприкасалась, и свою ответственность за эти другие жизни. Его основная этическая позиция - благоговение перед жизнью. Он считал, что если эта ценность станет всеобщей, произойдет обновление человечества. Так сформулировал Швейцер свой идеал - идеал этического прогресса.

   Третье условие - уважение к каждой из существующих культур, диалог культур как путь к созданию целостной, полноценной и многоцветной общепланетной цивилизации. Фундаментальными характеристиками нового этапа мирового развития будут синтез различных моделей развития и сосуществование, в том числе различных культур и религиозных традиций.
   
"Мир, каким мы его строим, не должен быть американским или британским миром. Он должен стать миром, базирующимся на совместных усилиях всех стран"
Франклин Д. Рузвельт

   У некоторых теоретиков культуры сегодня в ходу американоцентризм - теория, в которой США рассматриваются как цитадель новой общечеловеческой культуры, центр цивилизации. Эта иллюзия подобна тем, которые уже существовали в истории.
   
   В начале нашей эры Рим рассматривался как центр мира, а северные европейцы считались варварами. Эта версия особенно пышно расцвела как раз незадолго до падения Рима. Вплоть до ХIII века Китай рассматривал себя как центр мира, и тоже смотрел, уже на всех европейцев, как на "варваров". Подобных примеров не мало. Но проходило время - иллюзии рушились. И оказывалось опять и опять: мир многоцветен и полицентричен.

Альберт Швейцер


   Колоссальное разнообразие социальных структур, политических систем, уровней и типов экономического развития, проявлений духовной жизни, художественных культур и т.д. - именно это всегда побеждавшее разнообразие - непременное условие существования и развития всей современной мировой цивилизации. Ни одна из цивилизаций не может претендовать на то, что именно она в наибольшей мере выражает, воплощает идею мировой цивилизации как таковой. Культурная многополюсность мира, интенсивное общение различных культур по линиям "Восток-Запад", "Север-Юг" становится одним из залогов духовной солидарности человечества, жизненности нашей цивилизации.
   
   Вот как писал об этом Н.О. Лосский, один из русских мудрецов начала ХХ века: "Соборное единство различных народов предполагает возможность взаимопроникновения национальных культур. Как аромат ландыша, голубой цвет, гармоничные звуки могут наполнять одно и то же пространство и сочетаться воедино, не утрачивая своей определенности, так и творения различных национальных культур могут проникать друг в друга и образовать высшее единство".
назад вперёд

Н.О. Лосский

Rambler's Top100