Европейский мир к моменту образования Древнерусского государства
 


   на главную

    лекции

      Европейский мир к моменту образования Древнерусского государства:

    Первое государство восточных славян появилось на исторической арене достаточно поздно: в IX в. по Р.Х. До этого картина государственных образований, народов, племен, населявших Европу, менялась с поразительной быстротой. Уходили старые империи, их место занимали новые государства. Народы, определявшие некогда культурный облик европейского региона, отходили в прошлое, уступая место взявшимся, казалось, невесть откуда, новым племенам.


Греция и рождение Европы

   Европейский мир, частью которого стало первое государство древних славян, зародился в Восточном Средиземноморье, в греческих полисах. Античная Греция прошла долгий исторических путь от полулегендарных "темных веков" (XI-IX гг. до Р.Х. - считается, что именно к этому времени относится эпизод похода на малоазийскую Трою) до завоевания во II в. до Р.Х. римлянами. За три века до своего падения она пережила период бурного расцвета.

   Древняя Греция никогда не была единым государством: каждый город вместе со своей сельской округой представлял собой отдельное политическое образование - полис. Полис являлся относительно замкнутым миром со своим особым устройством и системой власти, поэтому житель Балканского полуострова прежде всего был спартанцем, афинянином, фиванцем, а потом уже греком. Только в период особой опасности (например, во время войн с Персией в 499-449 гг. до Р.Х.) полисы объединялись в военные союзы. Но именно в таких небольших полисах стало возможно появление демократии: любой гражданин (свободный грек) обязан был участвовать в политической жизни своего города-государства. Для этого необходимо было являться в народное собрание и занимать выборные должности. Демократия, как считали древние греки, должна была быть делом каждого.
   Впрочем, Греция выработала и другие формы устройства полисной жизни: в Коринфе ею стала олигархическая система. Верховная власть в этом случае принадлежала ограниченному числу граждан (обычно самым состоятельным людям города). В Спарте сохранялся наиболее древний уклад: здесь управляла аристократия и совет старейшин. В период своего становления ряд греческих полисов пережил эпоху тираний. Тираны, как правило, были выходцами из аристократических слоев. Они порывали со своей средой и насильственно захватывали власть при поддержке народа, в пользу которого и пытались проводить преобразования. Это, впрочем, не мешало народу неугодных тиранов свергать.
Афинский акрополь. Парфенон (современный вид)
Афинский акрополь

   При отсутствии общего государства греки, тем не менее, ощущали собственное единство. Оно находило выражение в общем самоназвании (сначала ахеян, в более позднюю эпоху - эллинов), в единстве языка, в общности религиозных верований и мифов. Кроме того, греки, особенно в пору своего политического и культурного расцвета, остро ощущали свое отличие от прочих известных им народов, которых они объединяли под общим названием "варваров". Выражением греческого единства были некоторые распространенные по всей территории Балканского полуострова обычаи, например, обычай просить убежища при алтаре. Их охрана принадлежала, по убеждению греков, самим богам. Существовали также общегреческие языческие празднества и состязания, из которых самыми знаменитыми были, конечно, Олимпийские игры.
   Греческий язык всегда был предметом особой гордости его носителей и уважения у соседей. Греки не стремились изучать чужие языки, "снисходить до варваров", поскольку считали, что более "низкая" культура должна тянуться к более высокой. Не удивительно, что после подчинения полисов римской власти греческий язык стал в империи языком ученых трактатов, философских и богословских сочинений. Символом утонченной образованности он оставался в средневековой Европе, а в Новое время наряду с латынью составлял основу классического образования.
   Не менее значимыми для последующего культурного развития Европы оказались и другие греческие "изобретения": философия, ораторское искусство, театр, архитектурный канон и канон красоты человеческого тела, воплотившийся в греческой скульптуре, оригинальные литературные жанры - эпос, хоровая лирика, басня, комедия и трагедия. В этом ряду стоит и история.

Бегуны (ваза 530 г. до Р.Х.)
Бегуны

   Греки называли "отцом истории" Геродота (V в. до Р.Х.), но Геродот не был историком в современном смысле этого слова. Он не занимался, подобно сегодняшним исследователям, поиском древних манускриптов, не копал землю в поисках следов древних цивилизаций. Геродота, как и любого его соотечественника, интересовала современность: греки представляли время цикличным, повторяющимся через определенные промежутки времени, они боялись и отвергали понятие бесконечности, а потому прошлое не было для них чужим и далеким. Прошлое было здесь и сейчас, оно являлось частью современности. Поэтому историю греки рассматривали, скорее, как разновидность географии: Геродот собирал различные сказания о народах и странах, которым посчастливилось попасть в поле зрения греков и вызвать у них интерес.
   Этот интерес особенно возрос в ту пору, когда греки - отличные мореплаватели - стали покидать пределы Эгейского моря и основывать колонии на западе (Апеннинский полуостров и Сицилия), юге (Северная Африка) и северо-востоке (Северное Причерноморье). По словам комедиографа Аристофана, "греки расселились вокруг Средиземноморья, как лягушки вокруг болота". Началось это в VIII в. до Р.Х. Спустя три столетия греческие колонии в Северном Причерноморье (на территории современной России и Украины) - Нимфей, Феодосия, Горгиппия, Танаис, Ольвия, Керчь, Херсонес - объединились под главенством г. Пантикапея в Боспорское царство. В Северном Причерноморье греки встретили племена скифов - кочевников иранского происхождения, пришедших в эти земли из Центральной Азии. С этих времен сохранились рассказы о легендарном "скифском золоте", существование которого в XIX-XX вв. подтвердили и археологи.

Мир с точки зрения Геродота
Мир с точки зрения Геродота
   Завоевания Александра Македонского в IV в. до Р.Х. еще больше раздвинули границы известного грекам мира, открыли для них Ближний Восток и Индию. Хотя держава Александра после его смерти распалась на несколько государств, греческий язык и культура довольно быстро распространились на завоеванных Александром территориях. Здесь они вступали в связь с местными азиатскими традициями, создавая разнообразные сочетания. Изменения коснулись и государственного устройства этих держав: идеал независимого полиса уступает место монархическому образу правления. Некогда свободолюбивые греки, еще столетие назад воевавшие за то, чтобы не стать подданными персидского царя, теперь сами охотно принимали азиатский образ правления с греческими династиями во главе. Период существования государств-наследников державы Александра Македонского получил название эллинистического. Среди крупнейших культурных центров того времени - Александрия Египетская, Антиохия и Дамаск (в Сирии), Эфес (в Малой Азии), Селевкия и Пергам (на Ближнем Востоке).
назад вперёд

Александр Македонский
Александр Македонский

Rambler's Top100