Европейский мир к моменту образования Древнерусского государства
 


   на главную

    лекции

      Европейский мир к моменту образования Древнерусского государства:


"Вечный город" и империя

   В то время как Александр Македонский начал свои походы на Востоке, в Западном Средиземноморье постепенно стал возвышаться Рим. Будучи первоначально небольшим поселением, в течение века с небольшим он подчинил себе всю Италию, в том числе и греческие колонии, которые держались дольше других. С этого времени начался стремительный рост подвластных римлянам территорий. В результате завоеваний к концу II в. по Р.Х. Рим достиг вершины своего могущества. Его власть простиралась от Испании на западе до Месопотамии на востоке, от Египта на юге до Британии на севере. Господство Рима над огромным числом племен и народов, населявшим эти земли, не было чисто внешним, державшимся исключительно на грубой силе. Римляне стремились объединить весь античный мир на гораздо более глубокой основе. Для этого в провинциях (завоеванных территориях) вводились элементы римского государственного устройства, римское право (предмет особой гордости римлян, больше всего ценивших закон и порядок), прививались римские нравственные идеалы (патриотизм, верность долгу, строгость нравов), элементы римского быта. Большое значение придавалось развитию торговли, завоеванные племена активно привлекались к службе в римских легионах.

    Именно в Риме достигает своего расцвета идея империи. Империя - это не только могущественное государство, объединенное под властью автократора (лица, наделенного неограниченными полномочиями) и стремящееся к территориальным притязаниям. Понятие "империй", когда Рим был еще республикой, обозначало полноту государственной власти, принадлежащей всему народу. Эта власть проявлялась в законодательстве, суде, вопросах войны и мира. Именно поэтому римское государство официально называлось "Сенат и народ римский" (Senatus Populusque Romanus - SPQR). Со времен Гая Юлия Цезаря (60-44 гг. до Р.Х.) и Октавиана Августа (43 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.) эта власть персонифицировалась в лице императора. Отличительной чертой имперской идеи стал ее универсализм - стремление к расширению до пределов обитаемого мира. В силу этого идея империи включала в себя понятие "общего блага" всех свободных граждан, а также терпимости к культуре и традициям входящих в ее состав народов. Единство империи должно было обеспечиваться равноправием ее граждан и романизацией (привитием римской культуры) провинциальной знати, в состав которой входили и греки, и сирийцы, и галлы, и африканцы. И конечно, в основе единства империи лежало представление об особой миссии имперского центра: в Рим, как известно, вели все провинциальные дороги.
   Именно в одной из отдаленных провинций Рима зарождается христианство. Сам факт быстрого распространения апостольской проповеди и появления христианских общин по всей империи свидетельствует о том, что имперская политика, направленная на усиление единства и сближение окраин, оказалась в определенный исторический момент довольно эффективной. Это обстоятельство позже было поэтически переосмыслено в одном из церковных песнопений. По мысли его автора - монахини Кассии, объединение различных народов в границах Римской империи стало предвестником единения людей во Христе:

Октавиан Август
Октавиан Август

    С единовластительством Августа на земле
   Прекратилось многоначалие у людей.
   С вочеловечением Твоим от Чистой
   Упразднилось многобожие идолов.
   Одному царству мирскому
   Подчинились государства,
   И в одно владычество Божества
   Племена уверовали.
   Первое время, однако, идея универсальности христианской Церкви находилась в конфликте с идеей универсальности языческой империи, что вызвало эпоху гонений римского государства на христиан. Лишь со времен императора Константина Великого (306-337 гг.) отношения христианской Церкви и государства начинают меняться: ситуация жесткого противостояния уступает место взаимной лояльности, а затем и союзу, "симфонии" Церкви и государства. Христианство превращается в мировую (не ограниченную рамками отдельного народа или государства) религию.
   Однако к тому времени, когда христианская церковь праздновала победу над языческим государством, сама империя находилась в кризисном положении. Кризис оказался оборотной стороной торжества имперской идеи. Непрестанные военные походы привели к усилению власти полководцев, и римские легионы, находившиеся в провинциях, стали провозглашать их императорами, надеясь получить от них денежное поощрение. Эти полководцы в основной массе были воспитанными в римской культуре варварами, поэтому все это выглядело как "бунт провинций". В империи разразилась смута, известная как "эпоха солдатских императоров". Попыткой преодолеть ее стала реформа 293 г., проведенная императором Диоклетианом. Он поделил императорскую власть между Восточной и Западной частями Римской империи. Столетие спустя, в 395 г., империя распалась окончательно. Западная часть постепенно слабела от продолжавшихся смут. К политическим неурядицам добавился экономический кризис, в общественной жизни суровые гражданские идеалы периода республики уступили место изнеженности и культу наслаждения. В 476 г. Западная Римская империя пала под натиском варваров. Восточная часть империи - Византия - просуществовала дольше почти на тысячу лет и стала свидетельницей появления Древнерусского государства.
назад вперёд

Одно из первых изображений Иисуса Христа. Фрагмент росписей римских катакомб. IV в.
Иисус Христос. IV век

Rambler's Top100