на главную
|
Германские племена франков возвысились благодаря энергии и мужеству одного из вождей по имени Хлодвиг. Всю жизнь он провел в беспрестанных войнах с соседями-варварами, так что к моменту его смерти франки владели почти всей территорией Галлии. Хлодвиг сделал и еще один важный шаг, имевший последствия для судеб Западной Европы - в 496 г. после победы над аламаннами он принял крещение по римскому обряду. И до крещения Хлодвига варварские короли вместе со своими подданными принимали христианство, но в его арианском варианте. Арианство было одним из учений раннего христианства, Первый вселенский церковный собор в 325 г. осудил его как ересь. Несмотря на это, арианство распространилось в ряде областей Римской империи, и варвары принимали его "в пику" римскому миру, желая сохранить свое культурно-религиозное отличие от него. Хлодвиг, крестившись по ортодоксально-римскому обряду, не только обеспечил себе поддержку духовенства, но и положил начало синтезу римской и варварской культур, на которых впоследствии вырос современный европейский мир. Крещение Хлодвига было настолько символичным, что обросло массой легенд и стало одной из излюбленных тем средневекового изобразительного искусства.
После смерти Хлодвига завоевания продолжались, но созданное им государство было поделено между четырьмя его сыновьями, так как единство его было во многом эфемерным. Казалось, что к VIII в. оно, как и другие варварские королевства, близко к упадку, если бы не предприимчивость одного из управляющих королевского двора (их называли майордомами) Пипина Короткого. В 751 г. он сместил последнего короля из династии Меровингов, основанной Хлодвигом, и положил начало династии Каролингов (названной так по имени его сына Карла Великого). Королевский титул спустя три года Пипину удалось получить благодаря тому, что он признал за римским епископом право не только духовной, но и светской власти над частью Италии, прилегающей к Риму - так называемой "папской областью". С этого времени началось возвышение двух сил, сыгравших в дальнейшей истории средневековой Западной Европы решающую роль: каролингской державы и папского государства.
|
|
Крещение Хлодвига
|
|
В правление Карла Великого государство Каролингов увеличилось почти вдвое: он присоединил к франкскому королевству Италию и Баварию, завоевал Саксонию, разбил угрожавших его владениям тюрков-аваров. В Испании он столкнулся с арабами, которые к этому времени успели захватить некоторые части бывшей Западной Римской империи, включая Сирию, Египет и Северную Африку, почти весь Пиринейский полуостров. К концу его правления франкское государство простиралось от р. Эрбо на западе до Эльбы и Дуная на востоке, от пролива Ла-Манш на севере до Средиземного моря на юге. В нем обрел единство практически весь германский варварский мир (кроме Англии и Астурии - вестготского независимого королевства на севере Испании). Государство Карла Великого стало новым центром Западной Европы, каким некогда была Римская империя в Средиземноморье. На Рождество 800 г. папа Лев III торжественно возложил на него императорскую корону с титулом "Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император". Античного Рима давно уже не было, но идея империи как в восточном (Византия), так и в западно-европейском мире так никогда и не умирала.
Своими обширными завоеваниями Карл Великий продемонстрировал стремление к имперской универсальности, которая находила религиозное соответствие в универсальности христианской Церкви. Этот религиозно-политический синтез, кроме символического, имел и большое практическое значение для организации внутренней жизни государства, обеспечения единства его разнородных частей. В распоряжении Карла Великого оказались кадры духовенства, которое сумело в варварскую эпоху сохранить необходимые для этого навыки управления, хозяйствования, суда и, что немаловажно, - грамотность и образованность. Кроме того, этот синтез стал основой культурного взлета VIII-IX вв., получившего название "Каролингского возрождения".
|
|
Монета Карла Великого
|
|
Хотя это "возрождение" имело мало общего с более поздней эпохой европейского Возрождения XV-XVI вв., это понятие во многом отражает сущность и смысл культурных процессов в империи Карла Великого. Идеалом его современников действительно было возрождение античной культуры на новой, христианской основе. Античность должна была обеспечить блеск и виртуозность форм, христианство - дать им истинность содержания. Центром "Каролингского возрождения" стал двор самого Карла, при котором возникло своеобразное общество из ученых, учащихся, покровителей наук и искусств, которое в науке получило название "академии Карла Великого". По всей стране создавалась сеть школ - как для детей духовенства, так и для мирян. Из удаленных концов Европы - Италии, Испании Ирландии, Англии к каролингскому двору прибывали хранители остатков учености, такие, как Павел Диакон, Алкуин, Храбан Мавр, Иоанн Скотт Эриугена. Возобновление богословских изысканий сочеталось с расцветом литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции.
Дробление империи внуками Карла Великого в 843 г. означало конец политического единства франкского государства. Внутренние неурядицы сопровождались усилением внешней угрозы: в это время в Европе начинается "век норманнов". Норманны (или викинги) были выходцами из Скандинавии. Они опустошали побережья Западной Европы, иногда спускались по рекам и осаждали европейские города, на юге доходя даже до Италии. Новая угроза появилась и с другой стороны - с Урала в Европу вторглись угорские племена венгров. Несмотря на усилия Карла Великого, государство франков так и не обрело политического единства, а ослабление в результате внешней угрозы ускорило его распад. С этого времени в Европе сохранялось только церковное единство, а культура на долгое время нашла прибежище в монастырях.
|
|
Дворцовая капелла в Аахене |
|
|