на главную
|
Восточная часть Римской империи, как уже говорилось выше, также неоднократно испытала на себе удары варваров, но это обстоятельство мало отразилось на состоянии ее государственности. После того, как в 476 г. вождь германского племени скиров Одоакр низложил последнего римского императора Ромула Августула, он отослал знаки императорского достоинства - одежды, корону, скипетр и державу - в Византию. Таким образом, вплоть до появления на Западе в 800 г. империи Карла Великого византийский император считался единственным императором как Восточной, так и уже несуществующей Западной части Римской империи, его власть формально признавалась правителями варварских государств. Хотя в состав Византии входили обширные территории - Балканы, Малая Азия, Сирия, Палестина, часть Армении, Египет, часть Аравийского полуострова, юг Крымского полуострова, и этнический состав в силу этого был очень пестрым, жители империи предпочитали называть себя ромеями ("римлянами" по-гречески). Столица - город Константинополь, основанный в IV в. императором Константином Великим на месте древней колонии Византий (в честь него империя получила свое название), очень скоро стала именоваться Новым Римом. Официальным языком первоначально была латынь, которую к концу VII в. вытеснил греческий.
Географическое положение Византии, включавшей европейские, азиатские и африканские территории предопределило особые пути развития империи. Греко-римское наследие стало основой для формирования имперской культуры, но активно впитывало в себя традиции, зародившиеся в восточных частях державы - Сирии, Палестине, Египте. Такое сочетание культурных традиций имело весьма разнообразные проявления на различных уровнях - от политического до бытового. К примеру, характер императорской власти, стиль и формы управления (особенно использование знаменитой византийской дипломатии) нередко приближались к азиатским. В лучших традициях восточных дворов был организован пышный придворный церемониал. В то же время аскетические традиции, бывшие существенным элементом духовной практики восточных народов, повлияли на становление христианского монашества, которое первоначально зародилось в Египте. На развитие византийской поэзии большое влияние оказали такие авторы, как сириец Ефрем (IV в.), сирийский еврей Роман, прозванный Сладкопевцем (V-VI вв.), араб Иоанн Дамаскин (VIII в.).
|
|
Константин Великий
|
|
Это стало возможным потому, что все это культурное разнообразие накладывалось на единую религиозную основу: Византия мыслила себя империей христианской. Эта идея достигает своего расцвета в VI в. при императоре Юстиниане I, выдвинувшим теорию "симфонии", союза церкви и императорской власти. Хотя на деле эта идея никогда не была реализована и нередко воплощалась в крайних формах (активное вмешательство императора в дела Церкви, как, например, в VII в. в эпоху иконоборчества или напротив, усиление политического веса патриарха во II половине IX в., когда Константинопольскую кафедру возглавлял Фотий), в ее основе лежали не столько политические, сколько религиозно-философские представления о том, что империя является земной реализацией Небесного царства, что универсальность Церкви и универсальность империи - явления одного и того же порядка - не от мира сего. Эпоха Юстиниана I оставила после себя зримый символ в искусстве - знаменитый Собор Св. Софии в Константинополе, призванный свидетельствовать не только о Божественной славе, но и о величии империи. В это же время особую торжественность, сходную с торжественностью императорского двора, приобретают церковные богослужения. На бытовом уровне союз империи с Церковью проявлялся в том, что вероисповедание становилось главным объединяющим различные племена и народности критерием. В этих условиях грек, сириец, германец, славянин оказывались ближе друг к другу, если были православными, чем, к примеру, грек-православный и грек-язычник. Хотя на протяжении своей истории Византии не раз пришлось столкнуться и с "сепаратизмом окраин", и с внешними "варварами", втягивание населявших ее этносов в орбиту православной культуры позволило ей просуществовать более тысячи лет. Политическим следствием такого порядка было то, что в Византии, не имевшей наследственной власти, императорами становились православные выходцы из восточных провинций.
Расцвет империи и максимальное расширение ее границ приходится на VI в. Уже столетие спустя империя столкнулась с мощной внешней угрозой - сначала персами, которых удалось отбить, а затем - арабами, которые лишили ее части владений на Ближнем Востоке (Сирия, Палестина) и в Северной Африке, а также в течении 5 лет (673-678 гг.) осаждали Константинополь. Внешнеполитическое положение Византии удалось восстановить в течение следующего, VIII столетия, императорам Льву III Исавру и его сыну Константину V Копрониму. Они сумели нанести поражение арабам, на время избавив страну от внешней угрозы, но вскоре после этого ввергли страну в иконоборческий кризис, активно поддерживая противников почитания икон.
|
|
Храм святой Софии
|
|
Иконоборчество является одной из трагических страниц истории Византии. Движение против почитания икон имело в своей основе не богословские, а, скорее, культурные и политические предпосылки и лишь в ходе спора стороны начали искать богословские аргументы в обоснование своей точки зрения. Если для православных греков образное искусство было родным и знакомым, то другие восточные христиане, не принадлежавшие к греческому миру, например, сирийцы, не имели в своем языческом прошлом традиции изображений божества. Не случайно императоры-иконоборцы были негреческого происхождения (исавры - народ, населявший Малую Азию). Кроме того, противостояние с арабами предполагало ответ на богословский вызов, брошенный исламом: как новейшая религия он претендовал на самое новое откровение и обвинял христиан в идолопоклонстве. В ответ на это византийские императоры решили "очистить" христианство, чтобы оно лучше могло противостоять исламу. Считается, что иконоборчество также имело социально-политическую подоплеку, и было противостоянием императорской власти и монашества, наиболее решительно противившегося вмешательству императоров в дела Церкви. Именно монахи более всего пострадали от гонений, но так или иначе оно затронуло все слои общества, так как уничтожение икон всякий раз сопровождалось ожесточенными схватками. Кризис оказался всеобщим, далеко выходящим за религиозные рамки. Хотя иконоборчество было осуждено на Седьмом вселенском церковном соборе в 787 г., окончательно почитание икон восстановилось лишь в 843 г. при императрице Феодоре.
Иконоборчество оказало большое влияние на интеллектуальную жизнь Византии и тех стран, которые вместе с принятием православия заимствовали многие элементы ее культуры (в том числе Киевской Руси). Из кризиса православная Византия вынесла сознание собственной мощи и убеждение в своей всемирной христианской миссии, значимости восточно-православного богословского опыта (латинский Запад, активно поддерживал почитателей икон, но не развил детального богословия иконы). Особая роль монашества в восстановлении иконопочитания способствовала тому, что на долгие века именно монашеское богословие определяло облик православного богословия и культуры в целом. Кроме того, из всех многочисленных христианских культурных традиций (латинской, сирийской, египетской) только в византийской искусство стало неотделимым от богословия: иконы в византийской культурной традиции служили не столько изображениями, сколько богословскими аргументами, свидетельством и источником постижения Горнего мира.
Период внутренней смуты, сопровождаемый опасностью извне, закончился с приходом к власти в 867 г. Василия I Македонянина. При нем и его преемниках в течение 150 лет империя постепенно возвратила значительную часть потерянных ранее территорий на Балканах, Ближнем Востоке, в Южной Италии. В IX в. Византия, уже более трех столетий одолеваемая южными славянами (сербами, болгарами, хорватами), вплотную столкнулась с крепнущим государством восточных славян - Киевской Русью.
|
|
Иконоборчество |
|
|