на главную
|
Хотя восточные славяне оказались связаны общностью исторических судеб, в IX в. объединившись в Древнерусское государство, до его появления они составляли крупные племенные союзы, происхождение которых, по-видимому, было весьма различным. Повесть временных лет описывает, какие земли занимали эти племенные союзы (всего их названо двенадцать). По мнению исследователей, летописец отобразил картину расселения славянских племен, какой она была в VIII-IX вв.:
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
|
|
Данные летописи подтверждаются археологическими находками: различие обычаев у разных племенных союзов наглядно демонстрируется разнообразием погребальных конструкций. Еще одним ярким примером может служить наличие у разных племен отличных друг от друга украшений, например, женских височных колец.
Однако было бы упрощением представлять себе одновременное существование племенных союзов как результат некоего дробления единой общности восточных славян. Эти племенные союзы, сохраняя общие черты материальной культуры, присущие восточным славянам, довольно сильно отличались в отдельных ее элементах. Лингвистами было установлено, что диалект северных славян, населявших земли в районе будущего Новгорода, значительно разнился от южного, киевского, и это различие не является результатом развития одного диалекта из другого, они имеют разное происхождение.
|
|
Височные кольца
|
|
Интересные данные для восстановления миграций восточных славян дает физическая антропология - наука, которая занимается анализом костных останков. Ученым-антропологам удалось установить, что восточные славяне принадлежали к четырем разным антропологическим типам. На юго-западной части территории, заселенной восточными славянами встречается тип черепа, близкий к тому, который обнаруживается в славянских погребениях на территории Польши и Словакии. На левом побережье среднего Днепра и по верхней Оке встречается другой тип черепа, близкий скифскому (иранскому) типу. Так как эти территории достаточно удалены друг от друга, остается неясным, были ли славяне, жившие по Оке, потомками переселенцев из среднего Поднепровья, или на формирование их облика оказало влияние местное финно-угорское население, а значит, сходство случайно. Третий антропологический тип встречается, в основном, на территории современной Белоруссии (по Западной Двине и верхнему Днепру) - в его строении заметно сильное балтийское влияние. Наконец, четвертый тип черепа обнаруживается на территории северо-западной Руси (Новгород, Псков) - он близок к тому, что встречается по Одеру и Висле, т.е. западно-славянскому типу.
Все эти данные позволяют говорить о том, что славянские обитатели Восточно-европейской равнины являлись потомками нескольких, возможно, не связанных между собой потоков переселенцев, заселивших эту территорию в разное время в течение нескольких столетий. Кроме того, здесь они смешивались с народами и племенами иранского, финно-угорского, балтийского происхождения, которые освоили эти земли раньше. Однако, археологических или письменных сведений, которые бы помогли детально выяснить картину этих перемещений, слишком мало.
|
|
Вятичка
|
|
|