Уже византийские писатели VI-VII вв. (Прокопий Кесарийский, Иоанн Эфесский) разделяли западных славян (или склавинов) и обитавших к востоку от Дуная вплоть до Днепра антов как особую группу славян восточных. Кажется, здесь существовало до начала VII в. и какое-то политическое объединение - Антский союз, разгромленный затем аварами и булгарами - пришедшими с востока угорскими и тюркскими племенами. В VII в. выходит на сцену и Хазарский каганат - одна из наиболее могущественных держав в Восточной Европе того времени. Судя по всему, славянское население со временем оказалось под властью Хазарии, ограничивавшейся, правда, лишь периодическим сбором дани, не затрагивавшим внутренней жизни и племенного строя здешних обитателей. Впрочем, это легко объяснимо, поскольку Хазарский каганат был своеобразной "державой купцов", благополучие которой зависело от контроля над торговыми путями, подкрепленного военными гарнизонами в наиболее важных пунктах. Хазарам, по летописным известиям, до IX в. платили дань поляне, северяне, вятичи и радимичи.
"Повесть временных лет" называет следующие союзы племен: поляне, северяне, древляне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, словене ильменские, волыняне (дулебы), белые хорваты, уличи и тиверцы. Поляне обитали по Среднему Днепру, и именно на их территории возник Киев - будущая столица Древнерусского государства. Судя по всему, до IX в. они жили еще не в лесостепной зоне, а южнее, в причерноморских степях, откуда затем были вытеснены на север переселявшимися с востока на запад мадьярами (венграми). К востоку от Днепра жили северяне, а к северу от них - радимичи и вятичи. Территорию Восточной Белоруссии занимали кривичи, доходя до границ нынешней Московской области, большая же часть современной Белоруссии была населена дреговичами. Словене ильменские занимали северные территории вплоть до Невы и Ладожского озера, где находился еще один центр будущей государственности - Новгород Великий. К западу от полян жили древляне, за ними, в Прикарпатье - волыняне и белые хорваты (предки современных, переселившихся затем на север Балканского полуострова), а южнее, по Днестру - уличи и тиверцы.
На всем протяжении VIII-IX вв., да и позднее, продолжалось непрерывное продвижение славян к северу и востоку. В процессе этого движения на севере шла ассимиляция финских племен (весь, меря), а на юго-востоке - остатков древнего иранского населения. Поселения славян отмечаются на Дону, в Крыму и даже в Предкавказье, где они интенсивно контактировали с местными тюркскими этносами. Если говорить о культурном влиянии, то наибольший отпечаток на жизнь восточных славян, особенно в южных областях, наложили именно иранцы, передав славянам множество заимствований в сфере языка и религии. Большинство богов славянского пантеона (Хорс, Стрибог, Симаргл, Див) имеют отчетливо иранское происхождение. В результате всех этих контактов и вырабатывались постепенно те черты, что отличают восточных славян от западных и южных. Уже в IX в. намечались и определенные различия между северной и южной частями будущего Древнерусского государства, обусловленные, прежде всего, взаимоотношениями с соседними народами - скандинавскими, балтскими и финскими на севере, византийцами, арабами и хазарами на юге.
|
|
|
хазарский воин |
|
Племенные объединения восточных славян в IX-X вв.
|
|
Радимичи. Реконструкция лица по черепу |
|
Славянский посёлок
|
|