Оглавление
- Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства.
- Расцвет Киевской Руси.
- Распад политического единства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
- Русские земли в XII-XIII вв.
- Возвышение Москвы и начало объединения русских земель.
- Великое княжество Московское в конце XIV - первой половине XV в.
- Образование Русского централизованного государства.
- Кризис Московского царства.
- Начало эпохи преобразований.
- Строители империи: Петр I и его преемники.
- На вершине могущества: "просвещенный абсолютизм".
- Первая половина XIX в.: назревание нового кризиса.
|
|
Ольга стала править за своего малолетнего сына Святослава. Судя по имени (Константин Багрянородный приводит его скандинавскую форму - Хельга), она была варяжкой из Пскова. Она провела ряд важных реформ, из которых самой значительной была налоговая 946-947 гг. При Ольге система полюдья, повсеместно распространенная прежде, была отменена и заменена систематической уплатой дани, которая собиралась в административных центрах (погостах) специальными княжескими чиновниками (тиунами). Кроме того, Ольга прекратила военные походы, стоившие таких людских потерь, а самый буйный элемент, в них заинтересованный (прежде всего, наемных варягов) отправляла в качестве вспомогательных отрядов в Византию, где они сражались с арабами и прочими врагами империи.
|
|
|
княгиня Ольга |
|
Наконец, в результате своей поездки в Константинополь в 955 г. Ольга приняла христианство, но только лично, а не в качестве государственной религии. Вероятно, она рассчитывала, что ее примеру последуют сын и большинство представителей киевской знати. Однако Святослав, хоть и любил свою мать, но креститься отказался наотрез, сославшись на то, что в его дружине преобладают язычники, которые не поймут такого шага.
Русский летописец так излагает произошедшее: «Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва [император Константин VII Багрянородный], и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее
разуму, беседуя с нею, и сказал ей: “Достойна ты царствовать с нами в столице нашей”. Она же, поразмыслив, ответила царю: “Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”. И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее
патриарх в вере, и сказал ей: “Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих”. И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной… И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице – матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: “Хочу взять тебя в жены”. Она же ответила: “Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь”. И сказал ей царь: “Перехитрила ты меня, Ольга”. И дал ей многочисленные дары – золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью».
|
|
|
Ольга в Константинополе |
|
Крещение Ольги |
|
Как и в некоторых других случаях обращения славян в христианство, например, в Болгарии, возникала оппозиция перемене вероисповедания, носившая отчасти политический характер. Дело в том, что византийские императоры настаивали на признании новообращенными не только власти патриарха как главы церкви, но и полномочий императора как политического сюзерена. Славянские народы же, понятно, старались этого избежать, настаивая на самостоятельности своей национальной церкви. Приняв христианство из Византии, княгиня поэтому имела отношения и с западной (римской) церковью, которая в ту пору еще не порвала с Константинополем, хотя уже была на пути к этому. По ее просьбе германский император Оттон I направил в Киев в 962 г. епископа Адальберта, имея в виду, вероятно, установление над русской епархией контроля германского духовенства. Разумеется, для Ольги подобное было неприемлемо, так что епископ вынужден был вернуться в свой родной Трир. Однако неудача Ольги в обеспечении национальной
организации для русской церкви вылилась в подъем языческой партии.
Многие в Киевской державе, вероятно, не одобряли новаций Ольги, что и привело, в конце концов, к тому, что в 964 г., согласно летописи, князь Святослав Игоревич отстранил мать от власти и взял все бразды правления в свои руки. Он уже смолоду был привычен к степным походам, предпринимавшимся верхом на коне. Святослав имел целью продвижение на восток, в степи, чтобы установить свой контроль над регионом Азова и в конечном итоге открыть русам дорогу на Каспий. Для этого необходимо было разбить хазар.
|
|
|
князь Святослав Игоревич |
|
|