Оглавление
- Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства.
- Расцвет Киевской Руси.
- Распад политического единства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
- Русские земли в XII-XIII вв.
- Возвышение Москвы и начало объединения русских земель.
- Великое княжество Московское в конце XIV - первой половине XV в.
- Образование Русского централизованного государства.
- Кризис Московского царства.
- Начало эпохи преобразований.
- Строители империи: Петр I и его преемники.
- На вершине могущества: "просвещенный абсолютизм".
- Первая половина XIX в.: назревание нового кризиса.
|
|
Вопрос о происхождении самого термина "Русь" был в свое время, к сожалению, искусственно запутан. Ныне, однако, в общем-то доказано, что термин этот пришел именно с севера - финские аборигены называли выходцев из Скандинавии словом "Ruotsi", да и в современном финском языке этим словом именуют шведов. Вслед за финнами, видимо, стали пользоваться этим термином и славяне. Так что первоначальными русами были скандинавы, уже в конце VIII в. основывавшие свои фактории на севере Восточной Европы. Русов упоминает в первой трети IX в. так называемый Баварский географ, а под 839 г. в Бертинских анналах (официальной хронике франкских королей) отмечено прибытие ко двору Людовика Благочестивого послов от кагана русов, которые до этого уже побывали в Константинополе, но возвращаться к себе на родину вынуждены были через владения франков. Послы оказались шведами, так что им было вполне привычно воспользоваться Балтийским морем, но попасть им требовалось не в Скандинавию или в Прибалтику, а в страну, откуда они были отправлены. Эта страна находилась в землях восточных славян, возможно, по течению Днепра. Вернуться же туда из Византии прямым путем они не могли, поскольку именно в эти годы мадьяры, союзники хазар - врагов Руси, начали свое движение на запад, в междуречье Днепра и Днестра.
|
|
|
Рунический камень |
|
Следует заметить, что почти вся хронология наших летописей, относящаяся к событиям IX в., по большей части оказывается неверной. Поэтому восстанавливать все, что происходило до похода князя Олега на Константинополь, приходится с высокой долей гипотетичности. Судя по всему, где-то в середине IX в. некие Аскольд и Дир (имена безусловно скандинавские, однако весьма сомнительно, чтобы они были боярами Рюрика, как это утверждает летопись) поступили на службу в Киев, обязавшись со своими дружинами защищать его от других врагов (прежде всего, конечно, от хазар). В некоторых летописях говорится о столкновениях Аскольда с причерноморскими булгарами, в одном из которых погиб его сын. Это, кажется, свидетельствует о продолжавшейся борьбе Киева с хазарами, которым подчинялись булгары. Наконец, в 860 г. был предпринят поход на Византию, окончившийся, однако, неудачей. Судя по всему, это поражение тяжело сказалось на судьбе южного княжества. Попытка показать северу свою силу не удалась, и после этого происходит резкое изменение политики киевских князей. Около 867 г. они, отказавшись от язычества, приняли христианство, видимо, в надежде на помощь греков. Это, вероятно, позволило улучшить отношения с Хазарией, союзником Византии. Однако все эти меры, как показали дальнейшие события, уже запоздали.
|
|
|
Аскольдова могила |
|
Вот что пишет о народе «рус» арабский
географ Ибн-Русте: «Русы – народ многочисленный. Они нападают на славян,
подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран
[Хазарию] и Булгар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что
привозят из земли славян. У русов – обычай оставлять в наследство имущество
только дочери. Когда у них рождается сын, то он [рус] дарит новорожденному
обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: “Я не оставлю тебе в
наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь
этим мечом”… И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен.
Единственное их занятие – торговля соболями, белками и прочими мехами,
которые они продают покупателям… С рабами они обращаются хорошо и заботятся об
их одежде, потому что торгуют [ими]. У них много городов, и живут они привольно.
Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства,
обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя
никому из своих обижать или притеснять таких людей. Если же кто из них обидит
или притеснит чужеземца, то помогают и защищают последнего… Они храбры и
мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат
его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого
роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют, и все
свои набеги и походы совершают на кораблях»
|
|
|
Похороны знатного руса
|
|
|