История России
Россия в первой половине XIX в.:
назревание нового кризиса



   Оглавление

       От древности до Александра II

- Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства
- Расцвет Киевской Руси
- Распад политического единства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
- Русские земли в XII-XIII вв.
- Возвышение Москвы и начало объединения русских земель
- Великое княжество Московское в конце XIV - первой половине XV в.
- Образование Русского централизованного государства
- Кризис Московского царства
- Начало эпохи преобразований
- Строители империи: Петр I и его преемники
- На вершине могущества: "просвещенный абсолютизм"

- Первая половина XIX в.: назревание нового кризиса
Время Николая I: III отделение и секретные комитеты

   Однако приговоры декабристам возымели эффект, которого совсем не ожидал вступивший на престол Николай I (1825–1855), а именно: окончательно оттолкнули от правительства мыслящую и наиболее активную часть образованного общества. Отныне никакое примирение между двумя этими сторонами стало невозможным, и все тридцать лет николаевского царствования между властью и обществом продолжалась своего рода «холодная война». И это происходило на фоне невиданной прежде милитаризации и бюрократизации государственной машины, ведь именно в армии и чиновничестве император видел свою главную опору. Два вопроса были главными для императора – это укрепление государственной власти и положение крестьян, особенно крепостных. В рамках решения первой задачи уже в 1826 г. создается так называемое III отделение собственной его императорского величества канцелярии, ставшее первым в нашей истории профессиональным органом политического сыска. Хотя собственный его штат был невелик, а по меркам XX в. так и просто смехотворен (сотня с лишним человек), но в его подчинении находился десятитысячный отдельный корпус жандармов, державший под контролем настроения в большинстве городов империи. Ничего подобного не могли себе позволить ни Преображенский приказ Петра I, ни Тайная канцелярия середины XVIII в.
   Другим важным шагом стала давно назревшая кодификация законодательства, произведенная под руководством М. М. Сперанского. Группе специалистов во главе с ним удалось выявить, отобрать по определенной схеме и отредактировать все законы, принятые после 1649 г. В итоге они составили изданный в 1833 г. «Свод законов Российской империи». С его помощью Николай надеялся навести порядок в управлении страной, однако нельзя сказать, чтобы это удалось ему в полной мере. В действительности мы видим всевластие бюрократии, когда почти все дела, даже самые мелкие, решались не на местах, а в центральных учреждениях. Это порождало громадную и бессмысленную переписку, обеспечивавшую господство коллективной безответственности, когда любые решения оказываются порождением административной машины в целом, а не заслугой какого-то лица или группы лиц. Недаром сам император как-то заметил, что «Россией правят столоначальники».

словарик
словарик:
жандарм

Николай I. Художник Ф. Крюгер. 1850 г.
Николай I

Император Николай I награждает Сперанского за составление свода законов. Алексей Данилович Кившенко
Николаевская Россия

   Попытки хоть как-то смягчить остроту крестьянского вопроса также оказались малоуспешными. В правление Николая действовали несколько секретных комитетов, созданных для выработки необходимых решений. Император и его ближайшее окружение прекрасно понимали, что крепостное право невыгодно самому государству, превращая Россию в отсталую державу, не способную играть ведущей роли на европейской арене. Поэтому решено было начать, в порядке эксперимента, с реформы управления государственной деревней, для чего в 1837 г. создается министерство государственных имуществ. Во главе его встал генерал П. Д. Киселев, известный своим сочувственным отношением к идеям об отмене крепостного права. Его программа включала в себя перестройку местного управления в сторону утверждения за государственными крестьянами гражданских прав, хотя и с сохранением над ними патриархально-попечительской опеки казны. Поэтому новая система управления получилась такой громоздкой и сложной, насчитывая 4 уровня: губернские палаты, окружные начальники, волостные и сельские сходы. Появились у крестьян и свои сословно-судебные органы – сельские и волостные расправы.
    По аналогии с произведенной ранее инвентаризацией (с целью юридического оформления) земельного имущества казны, Киселев попытался провести инвентаризацию помещичьих имений, имея в виду точное определение размеров барщины и оброка, на основе чего предполагалось личное освобождение крепостных крестьян и выделение им небольших земельных наделов. Однако здесь министр столкнулся с таким противодействием, что вынужден был отступить, даже не начав работы. Да и сам император к началу 40-х гг. уже охладел к попыткам разрешения крестьянского вопроса, придя к выводу, что пытаться сделать это еще более опасно, чем сохранять все в неизменном виде. К тому же упорядочение денежного обращения (результат реформы 1839–1843 гг. министра финансов Е. Ф. Канкрина) создавало иллюзию полного благополучия во внутренних делах империи, способного, казалось бы, продлиться вечно. Однако на самом деле положение было далеко не блестящим: Россия оставалась крестьянской страной, фактически не затронутой промышленным переворотом, уже давно шедшим в странах Западной Европы. Лишь некоторые города выделялись относительно большим количеством промышленных предприятий, а работали там зачастую хоть и по вольному найму, но крепостные оброчные крестьяне. И если текстильная промышленность развивалась достаточно успешно, то большинство тяжелых отраслей и горное дело находились в состоянии застоя. Россия вынуждена была ввозить каменный уголь, сталь, химические продукты и т. д.
назад вперёд

Киселёв Павел Дмитриевич
П. Д. Киселев

Карта: Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.
социально-экономическое развитие

паровоз Черепановых: чертёж
Паровоз Черепановых