Оглавление
- Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства
- Расцвет Киевской Руси
- Распад политического единства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
- Русские земли в XII-XIII вв.
- Возвышение Москвы и начало объединения русских земель
- Великое княжество Московское в конце XIV - первой половине XV в.
- Образование Русского централизованного государства
- Кризис Московского царства
- Начало эпохи преобразований
- Строители империи: Петр I и его преемники
- На вершине могущества: "просвещенный абсолютизм"
- Первая половина XIX в.: назревание нового кризиса
|
|
Главные теоретики славянофилов (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, К. и И. Аксаковы, историк И. Д. Беляев) выдвигали положение о кардинальном отличии исторического пути России от стран Западной Европы. Такие особенности, возникшие в ходе исторического развития страны, как
крестьянская община и православная вера, делали невозможным, по их мнению, перенос сюда западноевропейских идей, а уж тем более – их практическое воплощение. Нынешнее печальное положение как раз и является следствием такой попытки, предпринятой Петром I, не закрывшей, однако, возможности возврата к естественному пути развития. Исходя из этой формулы, славянофилы выступали за отмену крепостного права и созыв Земского собора (по образцу XVI–XVII вв.), который бы выражал мнения и чаяния всех классов и сословий русского общества, учитываемые в необходимой степени монархом.
|
|
|
Алексей Хомяков о старом и новом
|
|
Западническое течение сложилось, в принципе, как реакция на появление учения славянофилов, объединяя тех, кто отстаивал идею о нераздельной культурно-исторической общности России и Европы. Поэтому, например, историки-либералы Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев и К. Д. Кавелин соседствовали в его рядах с идейным предтечей «нигилистов» эпохи Освобождения В. Г. Белинским и будущим социалистом А. И. Герценом. Не расходясь со своими друзьями-противниками славянофилами во мнении о
необходимости скорейшей ликвидации крепостничества, западники, наряду с этим, выдвигали на первый план такие вопросы, как гарантия прав и свобод личности, введение гласности и хотя бы строгое исполнение даже существующих законов вместо произвола самодержавия и всевластия бюрократии. Западники не противопоставляли
Россию европейским странам, а наоборот, полагали, что их пути, пусть и во многом различавшиеся в прошлом, теперь должны все более сближаться. Их сильной стороной были исторические исследования, дававшие в руки конкретный фактический материал, на базе которого можно было строить свои концепции.
|
|
|
А. И. Герцен
|
|
К середине XIX в. в Россию проникают и учения социалистов, особенно после бурных событий 1848 г., когда в сразу в целом ряде государств Европы вспыхнули революции, в ходе которых заявили о себе приверженцы идей социализма. Достаточно назвать в этой связи кружок петрашевцев (от имени его главы М. В. Буташевича-Петрашевского, чиновника министерства иностранных дел), среди членов которого был и молодой Ф. М. Достоевский. Именно с петрашевцев берет свое начало русский социализм второй половины XIX в. Своеобразное сочетание славянофильства и социалистической доктрины произвел оказавшийся за границей Герцен, разочаровавшийся в современной ему европейской
действительности. По его мнению, наличие крестьянской общины делало возможным в будущем переход России к социализму, минуя европейский ранний капитализм со всеми его пороками. Разумеется, герценовский социализм был столь же утопичен, как и французские теории (например, Ш. Фурье), однако именно он
послужил базой для формирования идеологии русского народничества спустя несколько десятилетий, впоследствии давшего стране как первых проводников организованного террора, так и первых теоретиков русского марксизма.
|
|
|
|