Долгое правление Владимира Святославича (980–1015) было отмечено целым рядом
важных событий. Внутри страны и на ее границах Владимир стремился навести
порядок. В 981 г. он воевал с
поляками за так называемые Червенские
города, расположенные на западе Волыни. В следующие годы он подавил
попытки вятичей и радимичей отделиться от Киева. Все это показывало, что
Древнерусская держава продолжала оставаться довольно непрочным политическим
объединением, и для ее сплочения нужен был какой-то более действенный фактор,
нежели обычная военная сила.
Выбор Владимира не был ни простым, ни легким. Начинал он
с того, что попытался реформировать языческий культ. Первое, что он сделал, став
киевским князем, – рядом с княжеским дворцом велел воздвигнуть страхолюдную
статую, и это был Перун с золотым
усом и серебряной головой. И вот появились в Киеве новые капища
(капь – идол, капища – языческие храмы), появились деревянные
идолы – новые языческие уроды на киевских холмах.
Перун прославился человеческими жертвоприношениями. При
язычнике князе Владимире, как и при отце его Святославе, человеческие
жертвоприношения практиковались на Руси. Вообще-то славянские боги не были
кровожадными и довольствовались простыми жертвоприношениями (например, когда
молили богов о победе, им приносили в жертву петухов). Исключением был как раз
Перун – кровожадный и жестокий бог войны, бог-громовержец. Выбрав жертву
(часто младенца), волхвы убивали ее, а оставшимся в живых полагалось ликовать.
Нередко в жертву приносили как раз первоначальных русских христиан. Отец однажды
отказался принести в жертву собственного сына (жертву выбирали по жребию), и
языческая толпа растерзала его.
|
|
|
Пир у князя Владимира |
|