Оглавление
- Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства
- Расцвет Киевской Руси
- Распад политического единства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
- Русские земли в XII-XIII вв.
- Возвышение Москвы и начало объединения русских земель.
- Великое княжество Московское в конце XIV - первой половине XV в.
- Образование Русского централизованного государства.
- Кризис Московского царства.
- Начало эпохи преобразований.
- Строители империи: Петр I и его преемники.
- На вершине могущества: "просвещенный абсолютизм".
- Первая половина XIX в.: назревание нового кризиса.
|
|
Взаимоотношения язычества и христианства
|
|
|
Религией древних славян было язычество. Язычество –
поэтический и волшебный мир, населенный лешими, русалками, водяными, домовыми,
чертенятами, упырями (духами покойников) и берегинями; мир гаданий, шептаний,
заговоров, наговоров, ночных
костров, ведунов, кудесников, волховиц и волхвов (языческих священников).
Какие-то привычные праздники, обряды перешли в сегодняшний наш день из того,
языческого, мира. Коляды (новогодние величальные песни), Масленицы,
Купалы.
Самое интересное в языческом сознании, то, что, в
отличие от христианского, здесь нет границ между нашим и загробным миром –
загробный мир видится как продолжение этой жизни. Умершие находятся здесь,
рядом. Славяне-язычники старательно чествовали умерших, считали их
покровителями, приносили им жертвы. Известен похоронный обычай древних
славян – хоронить вместе с прахом человека одну из его жен (ритуальное
убийство), или младшего дружинника (отрока), также боевого коня, оружие,
украшения. Возводили над ними высокий курган. Другой обычай – тризна –
печальное пиршество, так хоронили племенных вождей. Покойников попроще помещали
в деревянную ладью. Там их ждал костер.
|
|
|
Главный признак язычества – многобожие или политеизм. Языческих богов порождает
природа, это природные боги. Боги у язычников отождествляются с солнцем, небом,
водой, землей, ветром… Вот эти природные силы персонифицировались в конкретных
божествах: Сварог (бог неба и огня), Перун (бог-громовержец).
Перун считался покровителем князя и его дружины. Велес (бог скота),
Хорс (бог солнца – слово это и божество имеет персидские, т. е.
иранские, истоки), небесный Даждьбог – он дает благо, это тоже
солнце.
Старое язычество сопротивлялось введению новой веры. В
дремучем вятском крае (Ростов, Суздаль, Муром) язычники, не желая расставаться с
прежней верой, бежали в леса. В Ростове христианство и язычество еще долго
существовали бок о бок. Часть христианского населения возвращалась к язычеству.
Прямая борьба между христианской и языческой традицией продолжалась, по меньшей
мере, еще столетие. Долго еще языческие волхвы бродили по Руси, предвещая
несчастья и беды. В сравнении с другими странами, где процесс вытеснения
язычества христианством занял 200-300 лет, на Руси это произошло быстро. Но зато
потом на века застряли в русской жизни осколки язычества: языческие праздники,
суеверия, языческое шутовство (скоморошество) и т. д. Русское религиозное
сознание оказалось достаточно инертным. Оно не отказалось вовсе от язычества, а
как бы затаилось. Возникло двоеверие – причудливое
переплетение христианства и язычества. Рождество Христово соединилось с
колядованием. В Масленице христианские молебны соседствовали с языческим
карнавалом. Св. Илья-пророк перепутывался с Перуном. Вера в Иисуса Христа не
вытесняла веры в домовых, леших, русалок, кикимор, в гадания и заговоры. Под
огромными дубами язычники продолжали приносить в жертву своим богам петухов.
Вопреки напору православной церкви, языческие традиции держались крепко.
|
|
|
Стрибог
|
|
Тем не менее, наряду с государством, христианская
церковь становится важным социальным институтом: наряду с государством, наряду с
многообразием самостоятельной инициативы русских людей, она определяет лицо
древнерусского общества, формы его жизни. Отметим лишь некоторые из последствий
этого важного шага в истории Древней Руси. Прежде всего, этим была ускорена
консолидация древнерусской народности. Уже к началу XI в. почти полностью исчезают из
летописи названия отдельных племен, покрываемые теперь общими терминами «Русь», «Русская земля», а ее обитатели
именуются русичами, русинами, в иностранных
источниках – русами, росами, рутенами. Сыграло свою роль принятие
христианства и в возникновении и укреплении на Руси земельной собственности.
Если до этого мы можем говорить только о личных владениях великого князя и,
возможно, местных князей, то уже с XI в. появляются первые ростки
земель монастырей и церкви в целом (с переходом от существования за счет
десятины из княжеских доходов к самостоятельному хозяйствованию), а также
боярской собственности.
Несомненно, огромную роль сыграло принятие христианства
в развитии древнерусской культуры. Конечно, письменность пришла на Киевскую
землю от южных славян еще раньше, однако не получила в дохристианской Руси
сколько-нибудь широкого распространения. Даже летопись отмечает, что на Руси «не
слышали прежде учения книжного». И первые оригинальные произведения литературы
принадлежали именно духовным лицам – митрополиту Илариону, Иакову Мниху и др. Наконец, учение о
едином боге, освящающем власть одного государя, помогло Владимиру окончательно
ликвидировать местные княжения.
|
|
|
Христианство и язычество
|
|
|