История России
Расцвет Киевской Руси
(конец X - первая половина XI в.).
Владимир Святой и Ярослав Мудрый



   Оглавление

       От древности до Александра II

- Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства

- Расцвет Киевской Руси
- Распад политического единства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
- Русские земли в XII-XIII вв.
- Возвышение Москвы и начало объединения русских земель.
- Великое княжество Московское в конце XIV - первой половине XV в.
- Образование Русского централизованного государства.
- Кризис Московского царства.
- Начало эпохи преобразований.
- Строители империи: Петр I и его преемники.
- На вершине могущества: "просвещенный абсолютизм".
- Первая половина XIX в.: назревание нового кризиса.
Взаимоотношения язычества и христианства

   Религией древних славян было язычество. Язычество – поэтический и волшебный мир, населенный лешими, русалками, водяными, домовыми, чертенятами, упырями (духами покойников) и берегинями; мир гаданий, шептаний, заговоров, наговоров, ночных костров, ведунов, кудесников, волховиц и волхвов (языческих священников). Какие-то привычные праздники, обряды перешли в сегодняшний наш день из того, языческого, мира. Коляды (новогодние величальные песни), Масленицы, Купалы.
   Самое интересное в языческом сознании, то, что, в отличие от христианского, здесь нет границ между нашим и загробным миром – загробный мир видится как продолжение этой жизни. Умершие находятся здесь, рядом. Славяне-язычники старательно чествовали умерших, считали их покровителями, приносили им жертвы. Известен похоронный обычай древних славян – хоронить вместе с прахом человека одну из его жен (ритуальное убийство), или младшего дружинника (отрока), также боевого коня, оружие, украшения. Возводили над ними высокий курган. Другой обычай – тризна – печальное пиршество, так хоронили племенных вождей. Покойников попроще помещали в деревянную ладью. Там их ждал костер.

словарик
словарик:
волхвы

   Главный признак язычества – многобожие или политеизм. Языческих богов порождает природа, это природные боги. Боги у язычников отождествляются с солнцем, небом, водой, землей, ветром… Вот эти природные силы персонифицировались в конкретных божествах: Сварог (бог неба и огня), Перун (бог-громовержец). Перун считался покровителем князя и его дружины. Велес (бог скота), Хорс (бог солнца – слово это и божество имеет персидские, т. е. иранские, истоки), небесный Даждьбог – он дает благо, это тоже солнце.
   Старое язычество сопротивлялось введению новой веры. В дремучем вятском крае (Ростов, Суздаль, Муром) язычники, не желая расставаться с прежней верой, бежали в леса. В Ростове христианство и язычество еще долго существовали бок о бок. Часть христианского населения возвращалась к язычеству. Прямая борьба между христианской и языческой традицией продолжалась, по меньшей мере, еще столетие. Долго еще языческие волхвы бродили по Руси, предвещая несчастья и беды. В сравнении с другими странами, где процесс вытеснения язычества христианством занял 200-300 лет, на Руси это произошло быстро. Но зато потом на века застряли в русской жизни осколки язычества: языческие праздники, суеверия, языческое шутовство (скоморошество) и т. д. Русское религиозное сознание оказалось достаточно инертным. Оно не отказалось вовсе от язычества, а как бы затаилось. Возникло двоеверие – причудливое переплетение христианства и язычества. Рождество Христово соединилось с колядованием. В Масленице христианские молебны соседствовали с языческим карнавалом. Св. Илья-пророк перепутывался с Перуном. Вера в Иисуса Христа не вытесняла веры в домовых, леших, русалок, кикимор, в гадания и заговоры. Под огромными дубами язычники продолжали приносить в жертву своим богам петухов. Вопреки напору православной церкви, языческие традиции держались крепко.

Стрибог. Конёнков Сергей Тимофеевич. 1910
Стрибог

   Тем не менее, наряду с государством, христианская церковь становится важным социальным институтом: наряду с государством, наряду с многообразием самостоятельной инициативы русских людей, она определяет лицо древнерусского общества, формы его жизни. Отметим лишь некоторые из последствий этого важного шага в истории Древней Руси. Прежде всего, этим была ускорена консолидация древнерусской народности. Уже к началу XI в. почти полностью исчезают из летописи названия отдельных племен, покрываемые теперь общими терминами «Русь», «Русская земля», а ее обитатели именуются русичами, русинами, в иностранных источниках – русами, росами, рутенами. Сыграло свою роль принятие христианства и в возникновении и укреплении на Руси земельной собственности. Если до этого мы можем говорить только о личных владениях великого князя и, возможно, местных князей, то уже с XI в. появляются первые ростки земель монастырей и церкви в целом (с переходом от существования за счет десятины из княжеских доходов к самостоятельному хозяйствованию), а также боярской собственности.
   Несомненно, огромную роль сыграло принятие христианства в развитии древнерусской культуры. Конечно, письменность пришла на Киевскую землю от южных славян еще раньше, однако не получила в дохристианской Руси сколько-нибудь широкого распространения. Даже летопись отмечает, что на Руси «не слышали прежде учения книжного». И первые оригинальные произведения литературы принадлежали именно духовным лицам – митрополиту Илариону, Иакову Мниху и др. Наконец, учение о едином боге, освящающем власть одного государя, помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения.
назад вперёд

Картина С. В. Иванова Христианство и язычество
Христианство
и язычество