Тем не менее, уже в XI в. мы наблюдаем на Руси
достаточно оформившиеся категории как свободного, так и зависимого населения. Такая структура общества нашла свое отражение и в «Русской Правде» – первом писаном своде законов Древнерусской державы. Время возникновения этого памятника исследователи датируют довольно широко: от 1015–1016 гг. (М. Н. Тихомиров, С. В. Юшков) до 1030-х гг.
(Б. Д. Греков, Л. В. Черепнин, А. А. Зимин). Вторая точка зрения считается ныне более обоснованной. Еще до этого времени существовал так называемый «Закон Русский», упоминавшийся в договорах с Византией X в. Он
предшествовал «Русской Правде» и питал ее своими идеями. Так, в «Правде» допускается кровная месть за убийство, но мстить могут лишь близкие родственники убитого. Однако у убийцы есть и возможность откупиться своим имуществом, заплатив «виру». Вообще,
большинство статей «Правды» посвящены как раз вопросам общественного порядка,
акцентируя внимание на защите людей от насилия. В этом отношении она подобна
первым правовым кодексам «варварских» государств Западной Европы, относящимся, правда, к более раннему времени (Салическая Правда франков VI в., англосаксонские сборники VII–VIII вв., германские Правды IX в. – Саксонская, Тюрингская, Баварская). Заметна, скажем, общность подхода к вопросам о зависимом населении, когда строго наказывалось укрывательство беглых. Но развивающееся социальное неравенство, скорее всего, даже обгоняло законодательство. Не случайно уже сыновьям Ярослава пришлось дополнять «Русскую Правду» множеством новых статей, требовавшихся для защиты быстро складывавшейся собственности на землю.
Естественно, что подобные перемены в жизни общества не
могли проходить бесследно. Развитие социального неравенства сопровождалось
острыми конфликтами интересов, принимавшими различные формы. Но главная
тенденция, в принципе, налицо – уходят в прошлое выступления целых племен
против власти Киева под лозунгами возвращения самостоятельности, а их место занимают другие противоречия. Сначала вспыхивают языческие мятежи в защиту старой веры, против введения христианства.
В дальнейшем же среди них можно различить уже и социальный протест. Именно в XI в. зафиксированы первые выступления населения против богатых и имущих слоев, пусть даже сохранявшие
зачастую религиозную окраску. К 1024 г. относится движение волхвов в Суздальской земле, когда во время голода среди народа прошел слух, что богатые люди скрывают хлеб. Начались погромы их дворов, возглавленные языческими жрецами-волхвами. Для подавления мятежа
потребовалось вмешательство самого великого князя Ярослава с дружиной. Еще более
крупные выступления произошли во второй половине XI в.
|
|
|
Русская Правда
|
|
Суд во времена Русской Правды
|
|
Чтение Русской Правды народу
|
|