История России
Расцвет Киевской Руси
(конец X - первая половина XI в.).
Владимир Святой и Ярослав Мудрый



   Оглавление

       От древности до Александра II

- Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства

- Расцвет Киевской Руси
- Распад политического единства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
- Русские земли в XII-XIII вв.
- Возвышение Москвы и начало объединения русских земель.
- Великое княжество Московское в конце XIV - первой половине XV в.
- Образование Русского централизованного государства.
- Кризис Московского царства.
- Начало эпохи преобразований.
- Строители империи: Петр I и его преемники.
- На вершине могущества: "просвещенный абсолютизм".
- Первая половина XIX в.: назревание нового кризиса.
Киевская Русь при Ярославе Мудром

   С 1019 г. началось правление Ярослава Мудрого. Ему, хотя и не сразу, удалось восстановить единство государства. Правда, сохранило самостоятельность Полоцкое княжество, где сидел его племянник Брячислав, а кроме того, Ярославу пришлось выдержать борьбу со своим братом Мстиславом Тмутараканским. В 1024 г. Мстислав победил Ярослава в битве у Листвена под Черниговом и утвердил свою власть над всем восточным берегом Днепра. Но к окончательной победе он не стремился, оставив Киев и Новгород Ярославу. Такое положение дел сохранялось вплоть до смерти Мстислава в 1036 г. Время Ярослава стало в истории Древней Руси во многих отношениях поворотным пунктом. Принятие первого свода законов, упорядочение церковной организации, начало составления летописных сводов – все эти черты подтверждают изменившийся как раз в это время характер жизни государства. Рассмотрим более подробно некоторые из этих вопросов.

Князь Ярослав Мудрый. Реконструкция М.М. Герасимова
Ярослав Мудрый

   Церковь укрепляла свои позиции. Развивалась и церковная организация. Из Византии, Болгарии, Сербии пришли на Русь священники, принесли церковную утварь, религиозную литературу, богослужебные книги, переведенные с греческого на славянский язык. Из Византии пришла на Русь и церковная иерархия. Высшим лицом церковной иерархии был константинопольский патриарх. Церковь Русская – митрополия. Митрополит, пребывавший в Киеве, был ставленник константинопольского патриарха, поначалу всегда грек. В крупных городах сидели епископы. Их ставил митрополит. Только в Новгороде Великом было все по-своему – там епископ избирался всем народом и активно участвовал в делах государственной власти.
   После 1036 г., когда Ярослав стал единоличным правителем на Руси, из Константинополя был приглашен митрополит, освятивший построенный в Киеве в 1037–1039 гг. Софийский собор. Однако уже его преемник Иларион, ставший митрополитом в 1051 г., был избран собором русских епископов без согласия Византии. С его именем связана выработка первого церковного устава, к ведению которого относились семейные и брачные дела. Словом, уже к середине XI в. церковь стала влиятельной силой, особенно в городах. Нельзя не отметить и активно развернувшееся уже в это время строительство монастырей, равно как и связанные с ними земельные пожалования.




словарик

   Во главе государства в XI в. стояли киевские великие князья, сделавшиеся теперь полноправными правителями всей страны. Представители же бывших племенных княжений, именовавшиеся теперь боярами, составили верхушку дружинного слоя, старшую дружину. Кроме того, была еще и младшая дружина, где состояли люди менее знатные – рядовые воины, мечники. Но и те, и другие являлись слугами великого князя, исполняя его поручения – в военном деле, управлении страной, суде, сборе даней и податей, в сфере дипломатических отношений. Были у князя и личные слуги, так называемые отроки и детские. Они оказывали ему различные услуги в дворцовых и в личных княжеских делах, также входя в младшую дружину. Вообще, княжеские дружины, прежде выполнявшие чисто военные функции, с конца X и в течение всего XI в. постепенно сливаются с аппаратом управления, превращаясь в становой хребет государственной власти. Из них князь опирался в городах на бояр-посадников, в армии – на воевод и тысяцких.
   Все большую ценность приобретала в глазах общества земля с работающим на ней населением. Обладание такими землями означало получение личного богатства, а в перспективе – и политической власти. Начавшись с простого обложения данью, к середине XI в. этот процесс заметно продвинулся вперед. Создается княжеский домен, т. е. комплекс населенных земель, принадлежащий непосредственно великому князю, главе династии. Такие же владения появляются у его родственников. В одних случаях князья просто захватывают общинные земли, в других – сажают на свободные земли пленных, превращая их в работников, строят там дворы и заводят собственное хозяйство. В это же время возникают и первые вотчины бояр, воевод, посадников. Однако верховная собственность на них все же находилась в руках великого князя, который мог вотчину пожаловать, а мог и отобрать, скажем, за преступления против власти. Вотчины вырастали из прежних «кормлений», т. е. определенных территорий, права на сбор дани с которых отдавались князьями в руки тех или иных своих приближенных. Позднее в разряд таких кормлений переходили и города. А к концу XI в. обзаводятся своими вотчинами и многие младшие дружинники. Так складывается в Древней Руси феодализм.
назад вперёд

Софийский собор в Киеве
София Киевская