Оглавление
- Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства
- Расцвет Киевской Руси
- Распад политического единства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
- Русские земли в XII-XIII вв.
- Возвышение Москвы и начало объединения русских земель.
- Великое княжество Московское в конце XIV - первой половине XV в.
- Образование Русского централизованного государства.
- Кризис Московского царства.
- Начало эпохи преобразований.
- Строители империи: Петр I и его преемники.
- На вершине могущества: "просвещенный абсолютизм".
- Первая половина XIX в.: назревание нового кризиса.
|
|
Киевская Русь при Ярославе Мудром
|
|
|
С 1019 г. началось правление
Ярослава Мудрого. Ему, хотя и не сразу, удалось восстановить единство
государства. Правда, сохранило самостоятельность Полоцкое княжество, где сидел его
племянник Брячислав, а кроме того, Ярославу пришлось выдержать борьбу со
своим братом Мстиславом
Тмутараканским. В 1024 г.
Мстислав победил Ярослава в битве у
Листвена под Черниговом и утвердил свою власть над
всем восточным берегом Днепра. Но к окончательной победе он не стремился,
оставив Киев и Новгород Ярославу. Такое положение дел сохранялось вплоть до
смерти Мстислава в 1036 г.
Время Ярослава стало в истории Древней Руси во многих отношениях поворотным
пунктом. Принятие первого свода законов, упорядочение церковной организации,
начало составления летописных сводов – все эти черты подтверждают
изменившийся как раз в это время характер жизни государства. Рассмотрим более
подробно некоторые из этих вопросов.
|
|
|
Ярослав Мудрый |
|
Церковь укрепляла свои позиции. Развивалась и церковная
организация. Из Византии, Болгарии, Сербии пришли на Русь священники, принесли церковную утварь,
религиозную литературу, богослужебные книги, переведенные с греческого на
славянский язык. Из Византии пришла на Русь и церковная иерархия. Высшим
лицом церковной иерархии был константинопольский патриарх. Церковь
Русская – митрополия. Митрополит, пребывавший в Киеве, был ставленник
константинопольского патриарха, поначалу всегда грек. В крупных городах сидели
епископы. Их ставил митрополит. Только в Новгороде Великом было все
по-своему – там епископ избирался всем народом и активно участвовал в делах
государственной власти.
После 1036 г., когда Ярослав стал
единоличным правителем на Руси, из Константинополя был приглашен митрополит,
освятивший построенный в Киеве в 1037–1039 гг. Софийский собор. Однако уже его преемник
Иларион, ставший митрополитом в 1051 г., был избран собором
русских епископов без согласия Византии. С его именем связана выработка первого
церковного устава, к ведению которого относились семейные и брачные дела.
Словом, уже к середине XI в.
церковь стала влиятельной силой, особенно в городах. Нельзя не отметить и
активно развернувшееся уже в это время строительство монастырей, равно как и
связанные с ними земельные пожалования.
|
|
|
Во главе государства в XI в. стояли киевские великие
князья, сделавшиеся теперь полноправными правителями всей страны. Представители
же бывших племенных княжений, именовавшиеся теперь боярами, составили верхушку дружинного
слоя, старшую дружину. Кроме того,
была еще и младшая дружина, где
состояли люди менее знатные – рядовые воины, мечники. Но и те, и другие являлись
слугами великого князя, исполняя его поручения – в военном деле, управлении
страной, суде, сборе даней и податей, в сфере дипломатических отношений. Были у
князя и личные слуги, так называемые отроки и детские. Они оказывали ему различные
услуги в дворцовых и в личных княжеских делах, также входя в младшую дружину.
Вообще, княжеские дружины, прежде выполнявшие чисто военные функции, с конца X и в течение всего XI в. постепенно сливаются с
аппаратом управления, превращаясь в становой хребет государственной власти. Из
них князь опирался в городах на бояр-посадников, в армии – на воевод и тысяцких.
Все большую ценность приобретала в глазах общества земля
с работающим на ней населением. Обладание такими землями означало получение
личного богатства, а в перспективе – и политической власти. Начавшись с
простого обложения данью, к середине XI в. этот процесс заметно
продвинулся вперед. Создается княжеский домен, т. е. комплекс населенных
земель, принадлежащий непосредственно великому князю, главе династии. Такие же
владения появляются у его родственников. В одних случаях князья просто
захватывают общинные земли, в других – сажают на свободные земли пленных,
превращая их в работников, строят там дворы и заводят собственное хозяйство. В
это же время возникают и первые вотчины бояр, воевод, посадников.
Однако верховная собственность на них все же находилась в руках великого князя,
который мог вотчину пожаловать, а мог и отобрать, скажем, за преступления против
власти. Вотчины вырастали из прежних «кормлений», т. е. определенных
территорий, права на сбор дани с которых отдавались князьями в руки тех или иных
своих приближенных. Позднее в разряд таких кормлений переходили и города. А к
концу XI в. обзаводятся своими
вотчинами и многие младшие дружинники. Так складывается в Древней Руси феодализм.
|
|
|
София Киевская |
|
|