Оглавление
- Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства
- Расцвет Киевской Руси
- Распад политического единства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
- Русские земли в XII-XIII вв.
- Возвышение Москвы и начало объединения русских земель.
- Великое княжество Московское в конце XIV - первой половине XV в.
- Образование Русского централизованного государства.
- Кризис Московского царства.
- Начало эпохи преобразований.
- Строители империи: Петр I и его преемники.
- На вершине могущества: "просвещенный абсолютизм".
- Первая половина XIX в.: назревание нового кризиса.
|
|
Летописный рассказ об этих событиях оброс множеством
легендарных деталей, за которыми, правда, можно увидеть и рациональное зерно.
Прежде всего, князь не мог не понимать, что для укрепления государства требуется
монотеистическая религия (вера в
единого бога), тем более, что такие религии уже исповедовали почти все соседи
Руси. Еще за четверть века до этого крестился от Рима польский князь Мешко, а еще ранее христианской стала Чехия. На востоке преобладал ислам, хотя на развалинах Хазарского
каганата сохранялся иудаизм, да и
еврейские купцы не утратили своей важной роли в торговле Восточной Европы. Даже
в Скандинавии тамошние языческие конунги (прежде всего, шведские короли) все
больше склонялись к христианству. Поэтому Владимир, будучи осторожным и умным
политиком, стремился, видимо, прозондировать все варианты и избрать наиболее
подходящий.
|
|
|
Согласно летописи, иудаизм был отвергнут на том
основании, что у его поклонников не было своей земли. Ислам Владимир также отклонил, заявив: «Веселие Руси есть пити, не можем без того жити!». Сложнее всего с вопросом о предпочтении Риму Константинополя. Разумеется, русские летописцы век спустя, уже после разрыва между греческой и римской церквами в 1054 г., стремились доказать преимущества не просто христианства как такового, но именно его православной ветви. Инициаторами этих вставок следует, видимо, считать потомков князя Всеволода Ярославича, женатого на византийской принцессе – Мономаховичей. В сказаниях же о славянских просветителях Кирилле и Мефодии, вошедших в самые первые разделы «Повести временных лет», никакой враждебности по отношению к Риму не усматривается. Там, наоборот, подчеркивается благовидная роль папы Николая I, который способствовал просветительской деятельности братьев и даже не препятствовал переводу священных книг на славянский язык, хотя в Западной Европе уже в ту пору каноническим текстом Библии считался латинский ее перевод. Как бы то ни было, Византия, находившаяся, к тому же, не так уж далеко от Руси (в сравнении с Римом), являла
собой пример могущественной державы, ведущей успешную внешнюю политику как на
востоке, так и на западе. Толчком же к установлению хороших отношений с империей
послужил один случай.
|
|
|
Выбор религии |
|
В августе 987 г. в Малой Азии начался мятеж Варды Фоки, одного из византийских военачальников, претендовавшего на императорский трон. Старший из правивших тогда братьев-императоров, Василий II Болгаробойца официально
обратился за помощью к киевскому князю, и тот охотно откликнулся на его просьбу,
направив в Византию 6-тысячный отряд варягов, с помощью которых удалось
разгромить мятежников. Кажется, именно с их помощью Владимир в свое время
победил Ярополка, а теперь подвернулся благоприятный повод избавиться от этих
искателей приключений. Однако свою помощь князь обусловил двумя обязательствами:
императоры должны были отдать ему в жены свою сестру Анну, а сам он обещал принять
христианство вместе со своим народом. После успешного подавления восстания
исполнять свои обещания греки не торопились, и тогда Владимир в 988 г. направился с войском в Крым
и осадил там византийскую крепость Корсунь (Херсонес). Это и решило исход дела.
Анну отправили к Владимиру, а вместе с ней на Русь приехали епископы и
священники.
Неясно, где крестился сам князь, но вот о крещении
киевлян, которых для этой цели загоняли в Днепр, наша летопись рассказывает
весьма живописно, упоминая о крушении идола Перуна и прочих языческих богов. В
Новгороде сопротивление христианству было довольно упорным, так что дядя князя
Добрыня вынужден был использовать силу. Выступления против новой веры имели
место в разных частях страны на всем протяжении следующего XI в. Но в целом, пожалуй, можно
сказать, что процесс христианизации шел успешно, особенно в городах. В сельской
же местности население еще долго держалось за веру в старых богов еще в течение
нескольких столетий.
|
|
|
Крещение Руси |
|
Крещение киевлян |
|
|