Оглавление
- Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства
- Расцвет Киевской Руси
- Распад политического единства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
- Русские земли в XII-XIII вв.
- Возвышение Москвы и начало объединения русских земель.
- Великое княжество Московское в конце XIV - первой половине XV в.
- Образование Русского централизованного государства.
- Кризис Московского царства.
- Начало эпохи преобразований.
- Строители империи: Петр I и его преемники.
- На вершине могущества: "просвещенный абсолютизм".
- Первая половина XIX в.: назревание нового кризиса.
|
|
Борьба между сыновьями Владимира
|
|
|
Владимир еще при жизни рассадил своих двенадцать сыновей
по важнейшим городам и землям, рассчитывая, видимо, таким путем держать их в
повиновении. Однако там сохранялась и местная знать, а следовательно, продолжала
существовать почва для сепаратистских настроений. И уже незадолго до смерти
Владимира в 1015 г. они
проявились с полной отчетливостью. Перед кончиной князь приблизил к себе Бориса, одного из младших сыновей,
матерью которого (как и Глеба) была
византийская принцесса Анна. По некоторым сведениям, именно ему, рожденному в
христианском браке, Владимир собирался передать свой престол. Однако не
собирались без боя отказываться от своих прав Святополк, сын Ярополка и пасынок
Владимира, усыновленный им сразу после рождения, и Ярослав, старший из сыновей Владимира.
Так, Ярослав, княживший в Новгороде, отказался платить Киеву положенную
ежегодную дань в 2 000 гривен. За ним стояла вся новгородская верхушка, а
также нанятая за морем варяжская дружина. Святополк, хоть и находился в столице
под надзором после недавнего тюремного заключения, также мог рассчитывать на
поддержку своих бояр, да и части киевлян. Борис же в день смерти отца находился
в походе против печенегов, так что к нему надо было посылать гонцов, чтобы
известить о случившемся.
|
|
|
Святополк Окаянный
|
|
Святополк быстро овладел инициативой, привез тело
Владимира в Киев и начал раздавать горожанам «имение», т. е. привлекать их
на свою сторону. Поэтому Борис, получив весть о смерти отца, не рискнул идти в
столицу со своей дружиной и был убит подосланными Святополком людьми в своем
стане на р. Альте. Когда отряд посланных им
убийц пришел к Борису, тот молился в шатре. Юный Борис был смелый человек, он
знал о замысле Святополка, но он рассуждает уже как христианин: «Не подниму я
руку на брата старейшего, он мне вместо отца». Бога любить, а брата своего
ненавидеть, «ложь есть». Суетен мир, бессмысленна власть. Нужно жертвовать
собой: «Аще кровь мою прольет, мученик буду Господу моему». Борис готов принять
мучение – он хочет подражать Христу. Такая же участь постигла и его брата Глеба: по наущению Святополка,
где-то у Смоленска, повар перерезал ему ножом горло. Эти двое стали для русского
сознания символами Жертвы, Непротивления, Страдания, потому также были
канонизированы русской церковью.
|
|
|
Борис и Глеб
|
|
Был убит и древлянский князь Святослав, пытавшийся бежать в Венгрию. Однако Ярослав с новгородским войском выбил из Киева Святополка, бежавшего в Польшу к своему тестю, королю Болеславу I Храброму. Вернувшись с польскими войсками, Святополк в 1017 г. победил Ярослава на Буге и вновь занял Киев. Но жители, раздраженные насилиями поляков, выступили против иноземцев. Болеслав вынужден был оставить город, правда, основательно пограбив его и уведя в плен многих людей. Ушел с поляками, забрав с собой все ценности и казну, и митрополит Анастас, бывший херсонесский иерарх, перешедший на сторону русских и поставленный Владимиром главным священником Десятинной церкви. Святополк остался без поддержки, а Ярослав собрал на севере новые силы и снова пошел на юг. Святополк обратился за помощью к печенегам, но в битве на р. Альте в 1018 г. снова потерпел поражение и бежал на запад, где в итоге и умер.
|
|
|
Ярослав Владимирович
|
|
|