Наиболее яркое, знаковое, событие 1866 года произошло в образовтельной отрасли. Министром народного просвещения стал 43-летний Д. А. Толстой. Именно ему, обер-прокурору Синода, поручили после выстрела Каракозова заняться воспитанием молодёжи. "...Спасение юношества, - говорил новый министр, - в изучении древних языков и в изгнании естествознания и излишних предметов, как способствующих материализму и нигилизму".
Через пять лет (в 1871) появился новый устав гимназий. Из него исчезли реальные гимназии, зато появилось углублённое изучение древних языков в гимназиях классических. Взамен реальных гимназий, из которых раньше можно было поступать в технические вузы, появились реальные училища, из которых даже в технические вузы поступить было трудно. Таким образом Толстой воплощал свою программу: классическая гимназия и университет - для дворян; предпринимателям хватит реального училища, народу - церковноприходской школы.
Дмитрию Толстому в своём ведомстве удалось добиться наиболее значительного пересмотра реформы. На остальных направлениях изменения вносились мелкими штрихами - посредством инструкций, распоряжений, циркуляров.
В 1866 году последовала серия циркуляров МВД и разъяснений Сената, касающихся земства. Земские служащие оказались поставлены в зависимость от государственной администрации. Губернатор получил право не утверждать любое должностное лицо, выбранное земским собранием, если сочтет его неблагонадёжным.
На следующий год запреты коснулись гласности земской деятельности. Земствам запретили взаимодействовать друг с другом, сообщая о принятых решениях; для публикации земских материалов ввели обязательную губернаторскую цензуру; обязали председателя закрывать собрание, если поднимаются вопросы, "не согласные с законом" (т.е. не входящие в перечень дел, непосредственно относящихся к ведению земств).
В дальнейшем ограничения продолжались по тем же двум направлениям: повышалась зависимость земств от губернатора и ограничивалась свобода земского слова.
Попятное движение по судебной части - оно тоже началось в 1866 году - касалось преимущественно политических дел. Как одно из наиболее значительных явлений можно отметить передачу в 1871 году следствия по политическим делам жандармерии (политической полиции), что усилило произвол во время следствия. На следующий год для политических преступлений создали Особое присутствие Сената и Верховный уголовный суд. Таким образом, политические дела были выведены из общей судебной системы с её демократическими нововведениями. Это облегчало принятие нужных решений в каждом отдельном случае, устраняло риск политизации судебного процесса по антигосударственным преступлениям.
Одновременно ограничивалась независимость судебных чиновников и публичность судебных заседаний.
Наконец, и в области отношений с печатью тоже произошли некоторые антидемократические уточнения (и тоже с 1866 года). Впрочем, здесь они были наименее нужны. Даже Цензурный устав 1865 года допускал такое его применение, что либеральный цензор Александр Никитенко записывал в дневнике в 1866 году: "Писатели, самые благоразумные, не знают, чего им держаться. То им кажется, что они могут высказать нечто более, кроме общих мест, то, чувствуя над собой Дамоклов меч, смущаются, и перо, обмокнутое в чернильницу, замирает в их руках". Издания сплошь и рядом приостанавливались и штрафовались за неугодные публикации.
Что побудило Александра II повернуть в сторону ограничения реформ?
Вот как отвечал на этот вопрос Николай Бунге, в 1880-е годы - министр финансов России.
"Разочарование, постигшее всех в пору Крымской войны [накануне которой предельно стеснялось частное начало во всех отраслях жизни], привело к внутренней политике…, которая ожидала всего от частной инициативы, и она проявлялась иногда в столь прискорбных формах, что люди благомыслящие начали снова вопить о надзоре и контроле со стороны государства и даже о замене государственною деятельностью частной".
Бунге писал про экономику, но его слова применимы и к другим отраслям.
|
|
|
Дмитрий Толстой |
|