Оглавление
- Долгожданные реформы. 1855-1865.
- Освоение реформ. 1866-1874.
- Противостояние. 1874-1881.
- Консервативная партия у власти. 1881-1903.
- Развитие капитализма в России.
- Девятьсот пятый: первая революция.
- Третьеиюньская монархия.
- Самодержавие в Первой мировой войне.
- Культура пореформенной России.
|
|
Ученье - свет
Просвещение - Наука и техника.
|
|
|
Основателем русской физической школы считают Александра Григорьевича Столетова (1839-1896). Это он стал инициатором создания Физического института при Московском университете. Мировую известность ему принесло исследование фотоэффекта. Столетов показал возможность применения фотоэффекта на практике. В докторской диссертации "Исследование о функции намагничения мягкого железа" он разработал метод исследования ферромагнетиков и установил вид кривой намагничения. Эта работа широко использовалась на практике при конструировании электрических машин.
В последнее десятилетие XIX века стал известен работавший со Столетовым Пётр Николаевич Лебедев (1866-1912), именем которого назван ныне Физический институт Российской Академии Наук. Его главное достижение - опытное доказательство давления света на газы. Теоретически это обосновал Максвелл, но доказать на практике смог только купеческий сын Лебедев. Проучившись три года в Императорской технической школе, он в совершенстве овладел созданием техники (а для этого опыта был необходим такой вакуум, какого никто, кроме него, достичь не смог). Лорд Кельвин говорил: "Я всю жизнь воевал с Максвеллом, не признавая его светового давления, и вот ... Лебедев заставил меня сдаться перед его опытами". В 1912 Лебедева (вместе с Эйнштейном) выдвинули на Нобелевскую премию. Подобно Столетову, Лебедева тоже нередко называют создателем первой русской научной школы физиков. При его лаборатории действовало семинар, из которого вышло сразу несколько крупных физиков.
|
|
|
А.Г. Столетов |
|
П.Н. Лебедев |
|
Непосредственное практическое значение имели следующие два изобретения. В 1895 году Александр Степанович Попов (1859-1906), сын священника из уральского посёлка, преподаватель физики и электротехники в двух училищах Кронштадта, выступил в Русском физико-химическом обществе. Он сделал доклад об использовании электромагнитных волн для передачи сигналов на расстояние. К этому времени уже почти две трети века существовал электрический телеграф, и Россия привыкла узнавать новости "по проволоке". Отныне можно - без проволоки. Вот почему 7 мая в России отмечают день радио. Русский физик Попов заложил основу современной сотовой связи.
Всему миру стало известно имя Павла Николаевича Яблочкова (1847-1894). Он прославился созданием электрических ламп. В отличие от других знаменитых российских учёных, он не имел университетского образования. Однако уже в 26 лет выпускник инженерного училища открыл мастерскую физических приборов. В 1875 году он изобрел "электрическую свечу" - первую модель дуговой лампы без несовершенного регулятора. (Угли в ней помещались параллельно друг другу и разделялись слоем изолирующего вещества каолина. По мере сгорания углей каолин испарялся, дуга же продолжала гореть). Для постановки дела на промышленную основу изобретателю пришлось уехать в Париж. И уже в 1878 году в большом парижском магазине "Лувр" двадцать две дуговые угольные лампы переменного тока - "свечи Яблочкова" - заменили 200 газовых рожков. В том же году изобретение Яблочкова произвело фурор на Всемирной выставке в Париже. Очень скоро "русский свет" озарил городские улицы, магазины и театры многих стран. Во Франции, Великобритании, США появились компании по его использованию. Лишь после зарубежного признания Яблочков вернулся, чтобы создать в Петербурге "Товарищество электрического освещения" и электромеханический завод. По мнению академика Н.П. Петрова, "свеча Яблочкова дала электротехнике такой же сильный толчок на пути разнообразнейших практических применений электричества, какой паровая машина Уатта дала применениям пара в промышленности".
|
|
|
А.С. Попов |
|
П.Н. Яблочков |
|
Ещё одно выдающееся техническое изобретение - самолёт. Первый российский самолёт, доведённый до стадии лётных испытаний, изобрёл и изготовил морской офицер Александр Фёдорович Можайский (1825-1890) (в 1886 году, уже уйдя со службы, он получил звание контр-адмирала). Летать на воздушных шарах люди научились давно, но как должен выглядеть летающий аппарат тяжелее воздуха - оставалось неясным. Всерьёз обсуждалось предположение о машине, которая махала бы крыльями, подобно птице. В общем, проект, представленный Можайским в конце 70-х годов, одобрения правительственной комиссии не получил. Изобретатель построил самолёт за свой счёт. Первое испытание состоялось в 1882 году; после каждой неудачи Можайский доделывал машину, однако довести её до готовности не успел: умер.
|
|
|
А.Ф. Можайский |
|
По-видимому, случай Можайского - самый досадный эпизод с точки зрения приоритета национальной науки и техники на мировом уровне: до победы не хватило совсем немного. Во всяком случае, именно первенство изобретения самолёта наши публицисты часто оспаривают у американцев. По-видимому, братья Райт действительно не придумали ничего принципиально нового. И всё же их самолёт первым в 1903 году взлетел и сел самостоятельно. Но уже за двадцать лет до этого начала развиваться отрасль науки, без которой невозможно авиастроение XX века - аэродинамика. Её отец - Николай Егорович Жуковский (1847-1921). Выпускник МГУ, теоретик по образованию, он всю жизнь стремился к решению прикладных, инженерных задач. Уже в 1880-х годах отчётливо обозначилось направление его работ. Теоретические расчёты полётов сочетались у Жуковского с практическими опытами по движению тел в воздухе. Именно Жуковский рассчитал и экспериментально доказал влияние формы крыла на величину подъёмной силы. Эта сила возникает в результате того, что при обтекании воздухом крыла определённой формы создаётся сжатие воздуха под крылом и разрежение - над ним. Прежде мысль о подъёмной силе высказывалась лишь в абстрактном виде. В свою работу Жуковский вовлёк множество учеников, из которых вышли известный учёный С.А. Чаплыгин и конструктор А.Н. Туполев.
|
|
|
Н.Е. Жуковский |
|
Тематически близко к расчётам Жуковского подходят работы Софьи Васильевны Ковалевской (1850-1891). Значение её работ увеличивается тем, что помимо препятствий чисто научных и финансовых, ей приходилось преодолевать отношение к женщине как домохозяйке. Из русских женщин она первая стала профессором. Правда, не на родине. Для начала она 19-ти лет уехала учиться в Гейдельбергский университет. Занятия математикой, начавшиеся здесь, приведут её через 18 лет к победе на открытом конкурсе Французской Академии Наук (работа связана с решением задачи о вращении твёрдого тела). Однако в России ей предлагали только место учительницы арифметики. Это не устраивало решительную женщину, накануне падения Парижской Коммуны не побоявшуюся приехать в Париж (муж её сестры сражался в рядах коммунаров, сама же Ковалевская сочинила вскоре социалистический роман "Нигилистка"). Очередной петербургский чиновник в очередной раз отказал Ковалевской в работе, заявив, что преподаванием всегда занимались мужчины, и не надо никаких нововведений. Она бросила ему на прощание: "Когда Пифагор открыл свою знаменитую теорему, он принес в жертву богам 100 быков. С тех пор все скоты боятся нового". Последние 6 лет своей жизни Ковалевская преподавала в Стокгольмском университете. Российская Академия Наук приняла 40-летнюю Ковалевскую в число своих иностранных членов - за год до смерти.
|
|
|
Стихотворная шутка на тему женщин в науке
|
|
Дальше (точнее, выше) всех изобретателей пошёл Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) - основоположник теории межпланетных сообщений Сын лесничего, школьный учитель в Калуге, с детства почти глухой и всего добившийся самоучкой. За самостоятельные научные работы уже в 1890-е годы его избрали членом Русского физико-химического общества. После знакомства с Жуковским Циолковский стал заниматься механикой управляемого полета, спроектировал управляемый аэростат (позднее названный дирижаблем). Но ему было тесно на Земле. Уже в 1903 году он издал книгу, доказывая, что единственный аппарат, способный совершить космический полёт - ракета. Всю оставшуюся жизнь Константин Эдуардович разрабатывал теории ракет и жидкостного ракетного двигателя. Он первый решил задачу посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы. Формула Циолковского - сколько нужно взять топлива в ракету, чтобы получить нужную скорость (масса ракеты меняется при сгорании топлива) - и связанное с ней число Циолковского лежат в основе расчета движения ракет. Без использования многоступенчатых ракет, предложенных им, до сих пор был бы невозможен ни один полет за пределы атмосферы Земли. Ему же принадлежит разработка принципа движения на воздушной подушке, воплощённого только много лет спустя, и ещё множество разных высказанных между прочим догадок, каждой из которых хватило бы, чтобы войти в историю науки.
Физические размышления Циолковского привели его к собственной философии. Её обычно именуют космизмом. ("Судьба существа зависит от судьбы Вселенной. Поэтому всякое разумное существо должно проникнуться историей Вселенной. Необходима такая высшая точка зрения"). Циолковский остался в истории не как философ, а как основоположник космонавтики. Но философские взгляды - необходимый венец его мыслительной и практической деятельности.
|
|
|
Жизнь Циолковского
|
|
|