Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
Человек Декарта.
Одно из возможных определений человека восходит к знаменитому "Cogito ergo sum": "Я мыслю, следовательно, я есмь". Здесь мысль отождествляется с человеческим бытием. Человек - это мыслящее бытие. Вот и определение. Сущность человека - в мышлении. Человеческое "Я" - существование, случившееся в этом мире, действующее лицо бытия. На самом деле, все просто: существует мысль, следовательно, существует мыслящее. Мысль является доказательством существования "Я". Актом мышления я включаюсь в этот мир. Я вбираю его в себя. Я выбираю.
Человек Сократа.
От Декарта пойдем назад, в глубь веков - к одному из первых в истории человеческой цивилизации мыслителю, который сделал предметом философского размышления не природу, не общество, не внешнее поведение человека, а самого человека, его духовный мир? К человеку, который поплатился жизнью за свободную мысль - к Сократу (469-399 до н.э.)
|
|
|
"Не стоит жить, если не изучать жизнь"
Сократ
|
Сократ предложил своим собеседникам "обратить глаза зрачками в душу", сделать самих себя своей собственной проблемой, себя поставить под вопрос. Есть, рассуждал он, только одна вещь во всей Вселенной, о которой мы знаем больше, чем могли бы узнать из наблюдения извне. Эта вещь - мы сами. Настоящий Космос - это Космос человеческого духа. Поэтому человеку нужно начинать исследование бытия с самого себя, с самопознания.
Призыв "Познай самого себя" был популярен в Древней Греции. Сократ сделал его основой философствования.
Способность к самопознанию присуща каждому человеку, но часто интуитивное самопознание бродит в потемках души. Человек, считал Сократ, должен научиться видеть в глубинах своего "я". Нужно побудить его к постоянному размышлению о себе самом и о своем личном отношении к миру. Чем интенсивнее, строже, яснее человеческое самопознание, тем более достоверным становится внешний мир. "Я" выступает как камертон: правильно настроенное "Я" уловит гармонию мира, расстроенное - услышит и усилит хаос.
Знаменитая сократовская диалектика означала искусство вести спор, поединок доводов, а не догм, противоборство мнений. Философ видел: большинство привыкло следовать шаблонам. "Давай-ка рассмотрим этот вопрос тщательнее", - улыбаясь, говорил он и, шаг за шагом, доводил шаблонную мысль до абсурда. Истина всегда парадоксальна, а он был мастер парадоксов. В споре обессиливал своих противников, вытаскивая наружу противоречия в их суждениях. Он побеждал любого из них интеллектуальным превосходством, и не зря сравнивал себя с оводом, догоняющим тучного и откормленного коня.
"Худшее - это большинство"
Сократ
|
Сократ учил полагаться лишь на собственное сознание. Почему афинская элита потребовала его смерти? Он был для нее опасен - чем? Тем, что потребовал доказательств. До Сократа доказательство, аргументация не требовались, даже отвергались. Афиняне опирались на авторитет, воспитывали молодежь на авторитете мнений. Приказывали так думать - и этого было достаточно. Считалось: истина должна быть указана. Сократ же настаивал на том, что истина должна быть доказана. Он научил афинскую молодежь спорить со старшими. Те не простили ему, что он порождал в молодежи сомнение.
|
|
|
метод Сократа
|
|
|
Между тем, сомнение является необходимым фактором исследования, условием понимания жизни. Проходя через сомнение, человек самостоятельно вырабатывает ориентиры. Если я что-то взял без того, чтобы подвергнуть это сомнению, то это не моя мысль. Она не стала частью меня самого. Я делаю мысль частью меня самого своим собственным свободным выбором - через сомнение.
|
Жизнь Сократа являет собой пример столкновения личности с обществом. Столкновение окончилось смертью. Приговоренный выбирать между смертью и изгнанием, он предпочел смерть, неторопливо, с задумчивой улыбкой выпил свою чашу с ядом. Подлинно свободный человек, он нашел в себе силы противостоять большинству.
|
|
|
Человек задает вопросы.
Что есть человек?
Что он хочет и может из себя создать, зачем, с какой целью?
Какой след оставит он на этой Земле?
Мандельштам.
Эти вопросы задавал себе 19-летний Осип Мандельштам:
"Мне стало страшно жить отжить -
И с дерева, как лист, отпрянуть,
И ничего не полюбить,
И безымянным камнем кануть;
И в пустоте, как на кресте,
Живую душу распиная,
Как Моисей на высоте,
Исчезнуть в облаке Синая.
И я слежу - со всем живым
Меня связующие нити,
И бытия узорный дым
На мраморной сличаю плите;
И содроганья теплых птиц
Улавливаю через сети,
И с истлевающих страниц
Притягиваю прах столетий".
"Человек - это нечто почти бесформенное, неожиданно пластичное, на все способное"
Роберт Музиль
|
|
|
|
Осип Мандельштам
|
|
|