Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
"Быть или не быть?"
Человек задает вопросы.
Почему я такой, а не иной, если даже хочу измениться?
Что я могу?
Зачем я?
Примером подобного самоанализа является знаменитый монолог шекспировского Гамлета.
|
"Быть или не быть?" |
|
|
|
Над чем ломал голову Гамлет?
Вот как отвечает на этот вопрос философ М.К. Мамардашвили: "Все интерпретации, которые мне встречались, - литературно-психологические: одни доказывают, что он был нерешительным, другие наоборот, и гамлетовская драма выступает как драма психологических свойств человека. А в действительности проблема Гамлета - проблема жизни мира со мной, с моим участием. И вот, живой человек попал в готовый мир. Представьте себе, что есть цепочка, в которой для меня оставлено пустое место, и я должен его заполнить. В данном случае это цепочка кровной мести. Уже все задано - кто такой Гамлет и что он должен сделать. Убили отца, мать изменила, ясно, что надо делать. Но Гамлет, слава Богу, поэт и мистик, он хочет, чтобы его действие не было заполнением заранее заданной ячейки. Гамлет - живой, и если он что-то делает, то хочет, чтобы началом этого действия был он сам. Он может сделать то же самое, но сделает, как свое… Можно относиться к миру как к чему-то полному, требующему лишь исследования и понимания,- так относится к нему наука. Можно чувствовать напряжение в мире: в нем чего-то нет, и не станет, если ты не постараешься. Так возникает экзистенциальное чувство вины. Я виноват просто потому, что мое положение в мире напряженно, из-за меня существует пустота, неполнота мира, я должен действовать, чтобы это преодолеть, а я не знаю как. Можно считать или чувствовать, что в мире есть пустота, дыра, которую человек своею деятельностью призван заполнить".
|
|
|
Социализация.
Человек задает вопросы.
То ли мир - это глина, из которой можно вылепить все, что ты захочешь?
То ли сам ты - глина, из которой мир вылепит то, что он захочет?
Одна из проблем состоит в том, что общество, внешнее окружение существенно влияют на выбор человека, нередко ограничивают свободу выбора, а то и упраздняют ее. Социальные отношения независимы от человека и, в сущности, являются принудительными. Общество как бы проецирует на личность свои нормы и свои правила поведения. Человек обычно и привычно принимает эти нормы и следует им. Этот процесс усвоения человеком определенного числа общепринятых норм, его адаптации к обществу как системе осуществляется через влияние семьи, образование, через систему поощрений и наказаний, социального контроля, стандартных алгоритмов самоконтроля и т.д. В конце концов, человек начинает играть в жизни какую-то роль, нередко ему навязанную. Мы имеем здесь дело с процессом социализации - "обобществления" человека, подгонки его под сложившиеся общественные условия.
|
|
|
|
Возьмите корпус морской пехоты США. В ходе 11-недельного обучения происходит превращение мальчиков, часто из низших классов общества, из бедных семей, из неблагополучных районов, в совершенных, образцовых солдат. Требования просты: беспрекословное подчинение, жесткое единоначалие. У них намеренно отбивают "индивидуализм" - им запрещено в течение этих 11-ти недель даже использовать личное местоимение "я". В военно-морском флоте США рекруты даже не имеют права обращаться друг к другу по имени, а только "матрос".
|
В процессе социализации человек обретает поведенческие навыки, которые превращаются в его "вторую натуру". Это проявляется в чем угодно - в способах жестикуляции, в формах сексуального поведения, в манерах питания, в характере прически, в типе одежды и т.д.
|
|
|
|