В. А. Миндолин. Человек и общество
Человеческое "Я"


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор

  1.1. Человеческое "Я"

  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Человек и природа

   Биологическое и социальное.
   Поскольку человек принадлежит двум мирам, социальному и природному, двойственна и его природа: не только социальная или только биологическая, но биосоциальная.
   Действительно ли мир природы так сильно влияет на развитие человека? Известно несколько десятков случаев, преимущественно в Индии и Австралии, когда маленькие дети попадали в животный мир, и там воспитывались и вырастали (у волков, обезьян, медведей, даже леопардов). Как правило, после этого они уже не могли вернуться в человеческое сообщество. И вот получается, что путь от животного к человеку долог (он занял миллионы лет), а путь от человека к животному короток (достаточно 10-15 лет).
   
Не удивительно. Всего лишь 10 000 лет прошло с конца последнего ледникового периода, который археологи считают началом цивилизации. Если представить древо эволюции от древнейших человекообразных обезьян к нашему непосредственному предку - позднему кроманьонцу (40 тыс. лет назад), то соотношение доисторического и исторического периодов становления человечества будет выглядеть так: доисторическое десятиметровое дерево, а человеческий побег на нем - несколько миллиметров.

академик Беляев
эволюция гоминид


   Человек задает вопросы.

  • Человек подобен животному?
  • В каких случаях он оказывается ниже животного?

    В.М. Васнецов. Песнь радости и печали
  • человек задаёт вопросы

       Подобия.
       Похожи самые ясные и простые потребности: голод, жажда, тоска по свободе. Запросы тела: страх, размножение, самосохранение, инстинкт материнства, другие инстинкты. Похожим образом у человека и, например, волка проявляется инстинкт агрессии.

       Различия. По сравнению с животным, человек меньше наделен инстинктами. Но оказывается, он способен убивать далеко за пределами инстинкта самосохранения, не из чувства голода и не в порядке самозащиты. К тому же инстинкт агрессии у человека очень часто лишен механизма внутреннего запрета, тормозов, и потому агрессия может идти у него дальше, чем у животных. Бессмысленные кровопролития, массовые убийства, концентрационные лагеря,- нелегко найти аналог такого поведения в животном мире.
       Человек отличается от животного не в лучшую сторону еще и тем, что, как заметил один остроумный наблюдатель, животное потребляет умеренно, притязания же человека нередко неумеренны, безграничны.
       
    Как сказал один романтически настроенный юный герой драматурга В.С. Розова своей практичной тетушке: "Ты - прорва".

       Человек выше животного.
       Величие человека проявляется преимущественно там, где он поступает неинстинктивно.
       
    "Разум - это способность живого существа совершать нецелесообразные или неестественные поступки"
    А. и Б. Стругацкие.

       Показательны случаи, когда человек действует против безусловных рефлексов: голодает или идет на верную смерть во имя идеи, как это сделал Сократ, во имя отечества, как это сделали 300 спартанцев.
       
    Когда в ХIII в. произошло арабское нашествие на Индию, беспомощные в военном отношении жители индийских городов выполняли массовый обряд джаухар. В час крайней опасности мужчины и подростки все, как один, выходили из крепостей, чтобы принять смерть на поле боя, а женщины и дети предавали себя огню. Ни один не доставался живым неприятелю. Рабству они предпочитали смерть.

       Существенное отличие человека отметил В.С. Соловьев: "Есть одно чувство, которое не служит никакой общественной пользе, отличительный признак, выделяющий человека из прочего животного мира… Чувство стыда. Я стыжусь, следовательно, я существую, не физически только существую, но и нравственно, - я стыжусь своей животности, следовательно, существую, как человек". Здесь вступают в силу мораль и совесть.

    Конрад Лоренц
    зоопсихология

    П. Филонов. Без названия. 1920
    Люди и звери

       
    "Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове "должен"
    Чарльз Дарвин.

       Озабоченный не только очевидным, но также и тем, что не входит в сферу его практического зрения, человек оказывается способным страдать сам, зная о страданиях других. Жить одновременно в прошлом, настоящем и будущем. У Б. Пастернака есть замечательная реплика: "Тиран - это человек без воображения". А значит, не совсем человек. Воображение - человеческая черта. Способность замечать только непосредственное окружение - животная.
       
    "Animals live only in here and now".
    Английское изречение.
    назад вперёд

    Альбрехт Дюрер. Ecce Homo (Се Человек)

    Rambler's Top100