Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
Биологическое и социальное.
Поскольку человек принадлежит двум мирам, социальному и природному, двойственна и его природа: не только социальная или только биологическая, но биосоциальная.
Действительно ли мир природы так сильно влияет на развитие человека? Известно несколько десятков случаев, преимущественно в Индии и Австралии, когда маленькие дети попадали в животный мир, и там воспитывались и вырастали (у волков, обезьян, медведей, даже леопардов). Как правило, после этого они уже не могли вернуться в человеческое сообщество. И вот получается, что путь от животного к человеку долог (он занял миллионы лет), а путь от человека к животному короток (достаточно 10-15 лет).
|
Не удивительно. Всего лишь 10 000 лет прошло с конца последнего ледникового периода, который археологи считают началом цивилизации. Если представить древо эволюции от древнейших человекообразных обезьян к нашему непосредственному предку - позднему кроманьонцу (40 тыс. лет назад), то соотношение доисторического и исторического периодов становления человечества будет выглядеть так: доисторическое десятиметровое дерево, а человеческий побег на нем - несколько миллиметров.
|
|
|
|
эволюция гоминид
|
|
Человек задает вопросы.
Человек подобен животному?
В каких случаях он оказывается ниже животного?
|
|
|
Подобия.
Похожи самые ясные и простые потребности: голод, жажда, тоска по свободе. Запросы тела: страх, размножение, самосохранение, инстинкт материнства, другие инстинкты. Похожим образом у человека и, например, волка проявляется инстинкт агрессии.
Различия.
По сравнению с животным, человек меньше наделен инстинктами. Но оказывается, он способен убивать далеко за пределами инстинкта самосохранения, не из чувства голода и не в порядке самозащиты. К тому же инстинкт агрессии у человека очень часто лишен механизма внутреннего запрета, тормозов, и потому агрессия может идти у него дальше, чем у животных. Бессмысленные кровопролития, массовые убийства, концентрационные лагеря,- нелегко найти аналог такого поведения в животном мире.
Человек отличается от животного не в лучшую сторону еще и тем, что, как заметил один остроумный наблюдатель, животное потребляет умеренно, притязания же человека нередко неумеренны, безграничны.
|
Как сказал один романтически настроенный юный герой драматурга В.С. Розова своей практичной тетушке: "Ты - прорва".
|
Человек выше животного.
Величие человека проявляется преимущественно там, где он поступает неинстинктивно.
"Разум - это способность живого существа совершать нецелесообразные или неестественные поступки"
А. и Б. Стругацкие.
|
Показательны случаи, когда человек действует против безусловных рефлексов: голодает или идет на верную смерть во имя идеи, как это сделал Сократ, во имя отечества, как это сделали 300 спартанцев.
|
Когда в ХIII в. произошло арабское нашествие на Индию, беспомощные в военном отношении жители индийских городов выполняли массовый обряд джаухар. В час крайней опасности мужчины и подростки все, как один, выходили из крепостей, чтобы принять смерть на поле боя, а женщины и дети предавали себя огню. Ни один не доставался живым неприятелю. Рабству они предпочитали смерть.
|
Существенное отличие человека отметил В.С. Соловьев: "Есть одно чувство, которое не служит никакой общественной пользе, отличительный признак, выделяющий человека из прочего животного мира… Чувство стыда. Я стыжусь, следовательно, я существую, не физически только существую, но и нравственно, - я стыжусь своей животности, следовательно, существую, как человек". Здесь вступают в силу мораль и совесть.
|
|
|
зоопсихология
|
|
Люди и звери
|
|
"Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове "должен"
Чарльз Дарвин.
|
Озабоченный не только очевидным, но также и тем, что не входит в сферу его практического зрения, человек оказывается способным страдать сам, зная о страданиях других. Жить одновременно в прошлом, настоящем и будущем. У Б. Пастернака есть замечательная реплика: "Тиран - это человек без воображения". А значит, не совсем человек. Воображение - человеческая черта. Способность замечать только непосредственное окружение - животная.
"Animals live only in here and now".
Английское изречение.
|
|
|
|
|