Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
Имя.
Любопытно проследить начало пути от самоощущения к самопониманию, к осознанию своего места в мире. Вот родился человек. Младенческое "я" нуждается в элементарной опоре во внешнем мире, и оно ищет эту опору. Нужно, чтобы внешний мир помог ему понять: я - кто? Нужен определитель. Все начинается с приобретения первого определителя - имени. Это очень важное дело, собственное имя - с ним связано выделение индивидуальной самобытности человека как основы его ценности для "других". Имя, этот первый определитель, как бы вписывающий новорожденного человека в образ мира, приходит извне. Потом из внешнего мира приходит множество других определителей, верных или неверных. Вместе с приобретением новых определителей идет процесс индивидуального осознания определенных жизненных ролей.
Перечисление можно продолжить: гражданин РФ, член определенной партии, рэппер, рокер и т.д.
|
|
|
Идентичность.
Мы имеем здесь дело с процессом идентификации - приобретения многих конкретных определителей (идентификаторов) - национальных, социальных, половых (немаловажное дело - обрести свою мужскую или женскую идентичность), возрастных, профессиональных, конфессиональных (связанных с религиозной принадлежностью) и прочих. Результатом является социальная идентичность человека - мера его соответствия окружающему миру.
|
В идентичности фиксируется принадлежность индивида некоторому коллективу (социальному, партийному, национальному, культурному и т.д.). Возникает соответствующая установка самосознания: кем человек себя считает. Дело заключается и в том, чтобы индивид мог увидеть себя таким, каким его видят другие.
|
Приобретая извне некоторую сумму представлений о своем "я", то есть сознание идентичности, человек получает, таким образом, внешнюю определенность, определенное видение мира и себя в мире, во времени и пространстве, в соотношении с другими людьми.
|
|
|
Человек задает вопросы.
Кто я?
С кем я?
Какой я?
Он в состоянии внятно отвечать на них. Чем больше определителей, чем более они точны, тем более адекватен человек, тем прочнее стоит он на земле, тем состоятельнее его личностное самоопределение.
|
Иногда возникает "кризис идентичности". В случае, когда все или большинство определителей не верны, истинное "Я" вытесняется и замещается воображаемым "я". Представьте себе, что белка начинает, например, воображать себя енотом, волк - лисой.
|
Стоит заметить, что вместе с расширением этого внешнего спектра возрастает и набор альтернативных решений (могу быть, могу не быть).
|
|
|
|
Perception.
Как известно, в английском языке немало слов со множеством значений. Для нашего случая (процесс обретение идентичности) идеально подходит английское слово perception, которое содержит в себе три значения: 1) восприятие, ощущение; 2) осознание, понимание; 3) завладение, получение. Если вдуматься, то эти три значения - последовательные: восприятие мира, осознание мира, овладение миром.
|
Рефлексия. Но, конечно, обретение идентичности - это только часть, первое условие личностного становления. Любое "я" переживает себя как пересечение двух миров - внешнего и внутреннего. Таковым и является. Только утвердившись на этой точке пересечения, человек в состоянии ответить на вопрос о том, ложной или подлинной является его линия поведения, рациональны и естественны или иррациональны и абсурдны его модели поведения. Так что второе условие личностного становления - определенность внутренняя. Эта внутренняя определенность "я" неразрывно связана с рефлексией (от лат. reflexio отражение).
|
|
|
Центральное условие - правильная самооценка, невозможная без критического отношения человека к собственному "я". Созерцая, уясняя, собирая, оценивая себя, осознавая свои преимущества и слабости, дистанцируясь от себя, заблуждаясь и прозревая относительно себя, личность формирует объемное отношение к самой себе. Возникает и усиливается вера в себя или тревожное недоверие к себе. Самоуважение или презрение к себе. Переоценка или недооценка себя: человек может глядеть на самого себя сверху вниз, а может - снизу вверх.
Нереалистический образ "я" может составить для человека проблему. Непомерное, огромное "я", когда представления о себе неадекватны индивидуальным возможностям и способностям, реальному социальному статусу и действительной роли человека в жизни других людей, может стать источником страданий. Как, впрочем, и приниженное, задавленное, оскорбленное "я".
|
|
|
Итак, рефлексия - это сознание сознания, осознание собственного "я" через погружение в себя, внутренняя осведомленность о себе. В процессе рефлексии человек отдает отчет самому себе о самом себе, анализирует причины неудач, ошибок, случившихся с ним,- не связанны ли они с неверными представлениями о мире, о себе, о других?
"Я никогда не достигал в реальности того, что было в глубине меня"
Марсель Пруст
|
Общение человека с самим собой нередко становится напряженным диалогом внутри одной личности. Это порождает известную раздвоенность сознания. Гётевский Фауст восклицает:
"Две души живут в моей груди!
И одна хочет оторваться от другой".
Здесь, в этом общении "двух душ", и вопросы возникают посложнее.
|
|
|
Рефлексия |
|
|