В. А. Миндолин. Человек и общество
Человеческое "Я"


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор

  1.1. Человеческое "Я"

  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Осознание себя

   Имя.
   Любопытно проследить начало пути от самоощущения к самопониманию, к осознанию своего места в мире. Вот родился человек. Младенческое "я" нуждается в элементарной опоре во внешнем мире, и оно ищет эту опору. Нужно, чтобы внешний мир помог ему понять: я - кто? Нужен определитель. Все начинается с приобретения первого определителя - имени. Это очень важное дело, собственное имя - с ним связано выделение индивидуальной самобытности человека как основы его ценности для "других". Имя, этот первый определитель, как бы вписывающий новорожденного человека в образ мира, приходит извне. Потом из внешнего мира приходит множество других определителей, верных или неверных. Вместе с приобретением новых определителей идет процесс индивидуального осознания определенных жизненных ролей.

осознание себя

   Перечисление можно продолжить: гражданин РФ, член определенной партии, рэппер, рокер и т.д.

Янс Гертен тот Синт. Рождество Христово.



Ребенок


   Идентичность.
   Мы имеем здесь дело с процессом идентификации - приобретения многих конкретных определителей (идентификаторов) - национальных, социальных, половых (немаловажное дело - обрести свою мужскую или женскую идентичность), возрастных, профессиональных, конфессиональных (связанных с религиозной принадлежностью) и прочих. Результатом является социальная идентичность человека - мера его соответствия окружающему миру.
   
В идентичности фиксируется принадлежность индивида некоторому коллективу (социальному, партийному, национальному, культурному и т.д.). Возникает соответствующая установка самосознания: кем человек себя считает. Дело заключается и в том, чтобы индивид мог увидеть себя таким, каким его видят другие.

   Приобретая извне некоторую сумму представлений о своем "я", то есть сознание идентичности, человек получает, таким образом, внешнюю определенность, определенное видение мира и себя в мире, во времени и пространстве, в соотношении с другими людьми.


   Человек задает вопросы.

  • Кто я?
  • С кем я?
  • Какой я?
       Он в состоянии внятно отвечать на них. Чем больше определителей, чем более они точны, тем более адекватен человек, тем прочнее стоит он на земле, тем состоятельнее его личностное самоопределение.
       
    Иногда возникает "кризис идентичности". В случае, когда все или большинство определителей не верны, истинное "Я" вытесняется и замещается воображаемым "я". Представьте себе, что белка начинает, например, воображать себя енотом, волк - лисой.

       Стоит заметить, что вместе с расширением этого внешнего спектра возрастает и набор альтернативных решений (могу быть, могу не быть).
  • человек задаёт вопросы

       
       Perception.
    Как известно, в английском языке немало слов со множеством значений. Для нашего случая (процесс обретение идентичности) идеально подходит английское слово perception, которое содержит в себе три значения: 1) восприятие, ощущение; 2) осознание, понимание; 3) завладение, получение. Если вдуматься, то эти три значения - последовательные: восприятие мира, осознание мира, овладение миром.

       Рефлексия. Но, конечно, обретение идентичности - это только часть, первое условие личностного становления. Любое "я" переживает себя как пересечение двух миров - внешнего и внутреннего. Таковым и является. Только утвердившись на этой точке пересечения, человек в состоянии ответить на вопрос о том, ложной или подлинной является его линия поведения, рациональны и естественны или иррациональны и абсурдны его модели поведения. Так что второе условие личностного становления - определенность внутренняя. Эта внутренняя определенность "я" неразрывно связана с рефлексией (от лат. reflexio отражение).

    Сон

       Центральное условие - правильная самооценка, невозможная без критического отношения человека к собственному "я". Созерцая, уясняя, собирая, оценивая себя, осознавая свои преимущества и слабости, дистанцируясь от себя, заблуждаясь и прозревая относительно себя, личность формирует объемное отношение к самой себе. Возникает и усиливается вера в себя или тревожное недоверие к себе. Самоуважение или презрение к себе. Переоценка или недооценка себя: человек может глядеть на самого себя сверху вниз, а может - снизу вверх.
       Нереалистический образ "я" может составить для человека проблему. Непомерное, огромное "я", когда представления о себе неадекватны индивидуальным возможностям и способностям, реальному социальному статусу и действительной роли человека в жизни других людей, может стать источником страданий. Как, впрочем, и приниженное, задавленное, оскорбленное "я".

    Нарцисс


       Итак, рефлексия - это сознание сознания, осознание собственного "я" через погружение в себя, внутренняя осведомленность о себе. В процессе рефлексии человек отдает отчет самому себе о самом себе, анализирует причины неудач, ошибок, случившихся с ним,- не связанны ли они с неверными представлениями о мире, о себе, о других?
       
    "Я никогда не достигал в реальности того, что было в глубине меня"
    Марсель Пруст

       Общение человека с самим собой нередко становится напряженным диалогом внутри одной личности. Это порождает известную раздвоенность сознания. Гётевский Фауст восклицает:
       "Две души живут в моей груди!
       И одна хочет оторваться от другой".

       Здесь, в этом общении "двух душ", и вопросы возникают посложнее.
    назад вперёд

    Отказ от сопротивления
    Рефлексия

    Rambler's Top100