В. А. Миндолин. Человек и общество
Человеческое "Я"


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор

  1.1. Человеческое "Я"

  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Род человеческий

   Бессознательное.
   При этом мы знаем, что довольно широкий спектр факторов нашего поведения не зависит от нашего контроля. Мы, например, подвергаемся очень сильным влияниям, определенным генами и наследственностью, или начальным развитием зародыша, или бессознательными мотивациями и воспоминаниями. И как быть с действием иррациональных сил внутри личности, с неведомыми глубинами человеческого существа?
   Как правило, "я" отождествляется с сознанием и самосознанием. Но человеческая личность продолжается и за пределами сознания, мое бессознательное - это тоже "я". Что там, в недрах человеческой натуры, в "глухих областях личности", где властвуют неконтролируемые инстинкты? Безотчетные импульсы, идущие из тайных глубин психики, темные влечения, страхи, желания, в которых человек иногда не хочет признаться даже самому себе. А ведь они играют большую роль в человеческом поведении.
   
"В моем "я" есть многое не от меня"
Н.А. Бердяев.

В. Паскин. Сон (Память)
Сергей  Рахманов. Я и Я.

   Фрейд.
   Система изучения, понимания и изменения человеческого поведения с учетом фактора бессознательного связана с именем австрийского врача Зигмунда Фрейда (1856-1939). Сам Фрейд называл свою систему психоанализом. Фрейдизм - это учение о психоанализе. Цель, сформулированная Фрейдом, была такова: "Заменить чрезмерные мучения невротика нормальными страданиями повседневной жизни". Идея Фрейда - возвращение бессознательно вытесненных образов и переживаний в зону сознательного, влияния, контроля сознательного и, таким образом, относительное высвобождение личности.
   
Психоанализ обращен, прежде всего, к индивидуальному прошлому человека, особенно ко времени раннего детства, которое, согласно Фрейду, является временем, во многом определяющим человеческую биографию. Исключительное внимание Фрейд уделяет сексуальным желаниям.

   Ego, super ego, id.
   Нас, однако, интересует не медицинская система Фрейда, а его фундаментальные представления о человеке. В структуре человеческой личности Фрейд видит три основных составляющих: ego, super ego, id.
   
"Человек - мерило всех вещей"
Протагор

   Эрос, Танатос и царь Эдип.
   Ego не в состоянии контролировать бессознательное, но должно подчиняться общественно-культурным установкам. Проблема человеческого "я" заключается, по Фрейду, в том, что оно постоянно находится между импульсами, идущими из недр бессознательного, с одной стороны, и исходящими от общества запретами и установками, с другой. Между молотом (id) и наковальней (super ego).
   Положение "я" тем более драматично, что на вопрос о возможности объективно-научного познания глубинных слоев человеческой психики психоанализ дает отрицательный ответ: бессознательное старо, как мир, бесструктурно, безмерно и неизменяемо. Можно иметь дело лишь с теми элементами, которые вытеснены из сознательного в бессознательное, уяснить их и тем несколько успокоить сознание.
   Со временем Фрейд пришел к выделению двух фундаментальных тенденций человеческой психики, назвав их: Эрос - стремление к жизни, творчеству, сексуальности, самосохранению и Танатос - стремление к деструкции и смерти (регрессивный инстинкт, влекущий живое назад, к восстановлению первоначального состояния небытия). Эти две тенденции вырастают у Фрейда в две полярные, равно мощные силы человеческой психики и человеческой природы вообще. В человеке и человечестве постоянно происходит столкновение этих двух воль.
   
Между прочим, с точки зрения З. Фрейда, инстинкт смерти порождает человеческую агрессию. Энергия этого инстинкта переориентируется на другого (убийство) или на самого себя (самоубийство) - и то, и другое рассматриваются как формы саморазрушительного поведения.

Зигмунд Фрейд
Автопортрет
ego, super ego, id

    В центре психической жизни индивида лежит, как считает Фрейд, мифологический Эдипов комплекс, важный для понимания происхождения человеческой культуры - религии, морали, искусства. Фрейд вновь и вновь вспоминает миф об Эдипе - трагическую историю о человеке, по неведению убившем отца, занявшем его место и вступившем в кровосмесительную связь с собственной матерью. Этот клубок событий, нити которого находятся в руках Судьбы, рождает у человека комплекс вины, почитание отца и обожествление его образа. Другая ипостась Эдипова комплекса вины, связанная с осознание преступности интимной связи с матерью, рождает начало нравственности и привносит в жизнь первобытных людей нормы элементарной морали. И, наконец, сублимация ("перенаправление") сексуальной энергии рождает искусство.

Вальтер Брукс. Эдип и Сфинкс


   Лев Толстой о жизни, смерти и бессмертии.
   Как видим, человеческое "я" противоречиво. На него влияют биологическая природа и социальная среда, оно включает в себя как сознательное, так и бессознательное начала.
   С точки зрения Л.Н. Толстого, самым важным и трудным для человека противоречием "я" является противоречие между жизнью и смертью. Толстой (1828-1910) размышлял о смерти систематически. Уже в позднем возрасте он написал трактат "О жизни и смерти". Человек, рассуждает яснополянский мыслитель, воспринимает себя как центр некой сферы. Но существование этого центра конечно. Человек стареет, умирает, это неизбежно. Но как же это получается в жизни: то, что для него важнее всего, его личность, то гибнет. А то, что "для него не нужно, не важно, весь этот мир борющихся и сменяющихся существ",- это продолжает жить, этот внешний для человека мир, выходит, и есть единственная настоящая жизнь, он останется, и будет жить вечно?
   Жизнь как таковая представляется бесконечной. Индивидуальная же человеческая жизнь конечна. Это поистине трагическое свойство человеческого бытия. Все мировые религии возникли из стремления преодолеть это противоречие.
   Существует древняя метафора, согласно которой Бог есть бесконечная сфера, центр которой везде, а периферия нигде, и смертные ищут бессмертия в Боге…



Л.Н. Толстой

   
"Я" есть частный случай универсального понятия рода "человек"
В.С. Соловьев.

   Род человеческий.
   Но действительно ли противоречие между жизнью и смертью может быть снято только верой и не допускает также рационального разрешения? Этот вопрос ставит и решает замечательный русский философ В.С. Соловьев (1853-1900). Он предлагает следующее решение. Нужно увидеть другую исходную точку человеческого бытия, отличающуюся от картезианской (декартовой).
   Исходным понятием является, в этом случае, не понятие "я". Основное понятие - род человеческий. В роде человеческом человеческое "я" соединяется с другими,- предками, современниками и потомками, и только так обретает бессмертие.
   Мы начали свое размышления с "я". Может быть, следовало начать его со слов "род человеческий"?
назад вперёд


Владимир Сергеевич Соловьев

Rambler's Top100