Крестьянская реформа потянула за собой сразу несколько других реформ. Ведь крестьяне из рабов превратились в людей - значит, надо дать им такие же права, как и другим, включить в единую с представителями других слоёв систему.
Одно из основных прав граждан - решать насущные местные вопросы (образование, здравоохранение, помощь малоимущим и т.д.) при помощи местного самоуправления. Местное самоуправление существовало и раньше, но - сословное. Действовали: 1) дворянские съезды; 2) городское самоуправление - городская дума одновременно с мещанским обществом и купеческим обществом; 3) в государственной деревне - крестьянское самоуправление на общинной основе.
Все эти формы сохранились, добавилось к тому же самоуправление бывших крепостных крестьян (сельское и волостное). Но одновременно появилась система всесословного управления. В 1864 году вышло в свет "Положение о губернских и уездных земских учреждениях".
Земское собрание собиралось на несколько дней в году, решало принципиальные вопросы и избирало постоянно действующий орган - земскую управу во главе с председателем. Такая система была создана на двух уровнях: уезда и губернии.
Гласные (т.е. депутаты) уездного земского собрания избирались населением уезда на три года. Избиратели делились на три курии (группы). Первую составляли крупные землевладельцы (обладатели 200 дес. земли). Во вторую курию вошли городские избиратели: гильдейские купцы, обладатели дохода в 6 тыс. рублей или владельцы недвижимости стоимостью не менее 500 рублей. Третью курию составили крестьянские представители. Выборы для крестьян сделали многоступенчатыми: сельский сход выбирал представителей в волость, те избирали выборщиков, а уже выборщики со всего уезда из своего числа выбирали гласных. Притом первая курия имела такое же представительство в земском собрании, как вторая и третья вместе взятые. Таким образом, самая многочисленная группа населения, крестьяне, имела очень небольшое представительство в земстве. Впрочем, крестьяне туда и не рвались, потому что должность гласного никак не оплачивалась, а от работы отрывала.
В целом выборы в земства можно охарактеризовать как всесословные (но не бессословные: существовала ведь отдельная крестьянская курия), неравные и не всеобщие (горожане, не имевшие недвижимости и крестьяне, не являвшиеся самостоятельными домохозяевами, в выборах не участвовали).
Что касается губернских земских собраний, то они избирались гласными уездных земств.
Чем занимались земства? Создавались они для решения хозяйственных вопросов. Однако правительство понимало, что представительный орган может быть использован и в политических целях, поэтому земства поставили под жёсткий контроль государства. Любое земское решение могло быть приостановлено губернатором, если он усомнится в его соответствии законам и кругу земских полномочий; тот же губернатор (а для губернского уровня - министр внутренних дел) утверждал председателя земской управы.
Итак, земская реформа включила крестьян в общество. У них ещё нет равного представительства, но они уже могут сидеть - и голосовать на равных - рядом со своими бывшими хозяевами.
|
|
1864 - земская реформа
|
земские выборы
|
|
Земство обедает
|
|