История России
Долгожданные реформы. 1855-1865


   Оглавление

       Вторая половина XIX - начало XX века

- Долгожданные реформы. 1855-1865. - Освоение реформ. 1866-1874.
- Противостояние. 1874-1881.
- Консервативная партия у власти. 1881-1903.
- Развитие капитализма в России.
- Девятьсот пятый: первая революция.
- Третьеиюньская монархия.
- Самодержавие в Первой мировой войне.
- Культура пореформенной России.
Образование и печать

   Необходимость реформ в образовании объяснялась, во-первых, тем, что оно тоже было пропитано сословным принципом. Во-вторых, критическим состоянием университетов в начале нового царствования. Борьба Николая I с вольнодумством в университетских стенах оказалась настолько успешной, что в середине 50-х годов некем стало замещать освобождающиеся (по смерти старых профессоров) кафедры. Пришлось спешно отправлять в трёхлетнюю европейскую стажировку несколько десятков наиболее способных выпускников университетов, которые по возвращении и стали заведовать кафедрами.

   То, что реформа началась с университетов, в значительной степени обеспечили сами студенты. Они активно выступали с требованиями демократизации образования, особенно в 1861 году. В столице дело дошло до открытого противостояния с войсками. Правительство, с одной стороны, подавило выступления репрессиями; с другой, в 1863 году ввело в действие новый университетский устав.
   То была одна из самых впечатляющих своей либеральностью реформ Александра II. Основное достижение устава 1863 года - автономия вузов. Автономия уже действовала в 1804-1835 годах. Её восстановление означало независимость от государственной власти (попечителя учебного округа) в научных, учебных, финансовых, административных вопросах, в распределении между факультетами государственных средств, в открытии или закрытии кафедр. Жизнью факультетов стали руководить факультетские советы. Деканы и ректоры стали выборными должностями (хотя выбранных и утверждало Министерство народного просвещения). Университеты даже получили право не предоставлять на проверку цензуры издания, выписываемые из-за рубежа.

Ярошенко. Студент
Студент

1863 -
университетская автономия

   Успокоив таким образом высшую школу, правительство перешло к системе в целом. Помимо университетов, её основными звеньями являлись начальные школы (церковные или принадлежащие отдельным министерствам) и гимназии.
   Образовательная реформа состоялась в 1864 году. В ней выделяется два основных нововведения. Первое - устранение сословности. Дети купцов, мещан и крестьян вновь получили право учиться в гимназиях, предоставленное им Александром I в 1803 году и отнятое Николаем I в 1828-м. Второе - укрепление преемственности. Закончив трёхлетнее начальное училище, ученик мог перейти в семилетнюю гимназию - классическую (с преимущественным изучением древних языков, греческого и латыни) либо реальную (с упором на естествознание и математику). Выпускники классической гимназии переходили (без экзаменов) в университет, реальной - поступали в технический вуз.
   Правда, бессословность этой системы не означала бесплатности, из-за чего даже в реальных гимназиях более половины учеников составляли дворянские дети. Только в университетах существовали "казённокоштные" студенты (которым государство оплачивало учёбу, а затем заставляло отработать несколько лет по распределению); преобладали, впрочем, "своекоштные".
   Вскоре после проведения реформы их разработчик А. В. Головнин был уволен от должности министра народного просвещения.
   Последней реформой, вскочившей на подножку уходящего поезда переломной эпохи, стала реформа цензурная. Она логично вытекала из укрепления гласности, особенно отчётливо проявившегося в судебной реформе. "Временные правила о печати" (сентябрь 1865) ограничили область действия предварительной цензуры. Она отменялась для сочинений более 10 печатных листов (порядка 200 страниц) и для центральной периодики. Если после выпуска издания цензор обнаруживал в нём подрыв государственных устоев, то тираж всё равно уничтожался. Но, по крайней мере, заметно облегчились условия издательской деятельности для тех, чьи издания заведомо не содержали ничего запретного.
   Образование и по итогам реформ оставалось в основном уделом высших слоёв общества, но реформы облегчили возможность подняться из крестьян на самый верх. И облегчили возможность умственной деятельности.
назад вперёд


Александр Головнин
Александр Васильевич Головнин

словарик

географический экскурс
географический экскурс:
дело областников