Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
|
"Но построить общество - это не дом построить. Когда строят дом, то кладут, например, кирпич на положенное ему место, и тот лежит на этом месте достаточно долгое время. А представьте себе кирпичи с сознанием и волей, со способностью перемещаться, менять форму и размеры, уничтожать и порождать новые кирпичи, со стремлением пробиться в верхние этажи здания и вытеснить другие кирпичи".
А.А. Зиновьев
|
|
"В сложных социальных системах решение проблемы, основанное на здравом смысле, в большинстве случаев является неправильным".
Джей Р. Форрестер
|
Институты.
Мы обратимся теперь к основным институтам социума. Латинское слово institutum означает "устройство", "установление". Описывать все структуры общества - дело долгое, ведь общество - довольно сложная система. Но детальное описание не является нашей задачей. Размышляя о социуме, выделим в нем три основных, взаимодействующих между собой и организующих взаимодействие людей общественных института: государство, гражданское общество, церковь.
Государство: согласование интересов.
Для того, чтобы лучше понять назначение и сущность государства, следует посмотреть, как исторически развивались взгляды на государство. Еще раз вспомним Платона и его представление о справедливом государстве. Платон считал справедливым такое государство, которое основано на согласии между управляемыми и управляющими. Однако, как достигнуть такого согласия в реальном, а не идеальном государстве?
|
|
|
Ответ на этот вопрос предложил мыслитель, который был учеником Платона, подобно тому, как сам Платон был учеником Сократа, - Аристотель (384-322 до н.э.). Интересующая нас книга Аристотеля называется "Политика". Основная идея философа проста: для того, чтобы обеспечить счастье и благую жизнь сообщества, государство должно учитывать и согласовывать интересы различных групп в этом сообществе. Аристотель называл три рода граждан: очень богатые, очень бедные (неимущие) и средние по достатку. Бедные и богатые оказываются в обществе крайними элементами. Чем больше поляризация между ними, тем вероятнее общественные потрясения. Государство должно усиливать средний элемент и опираться на него.
"Государство есть совокупность граждан, достаточная для самодовлеющего существования"
Аристотель
|
|
|
|
|