В. А. Миндолин. Человек и общество
Государство и общество


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость

  2.2. Государство и общество

  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Эссе. Тема: "Ганди. Политика на основе этики".
Условия проблемы


   "Я обнаружил, что жизнь существует среди разрушения и, следовательно, должен существовать закон более высокий, чем закон разрушения. Только при таком законе общество будет построено верно и разумно, и жизнь будет стоить того, чтобы прожить ее".
   В истории ХХ века важную роль сыграл нравственный и политический пример вождя народа Индии в его борьбе за национальное освобождение Мохандаса Кармчанда Ганди (1869-1948). Ганди указал народу Индии путь к свободе и два средства на этом пути: сатьяграха - упорство в истине и ахимса - несокрушимая воля, проявляющаяся прежде всего в ненасилии. Ненасилие - основа его политической философии. Он считал, что культ физического насилия был и продолжает оставаться прямым порождением внутренней дряблости и растерянности человеческого духа.
   Ганди происходил из влиятельной и состоятельной индийской семьи. Учился в Лондоне и был исключительно светским юношей: белоснежная манишка, накрахмаленный галстук с алмазной булавкой, смокинг с белой гвоздикой, атласные перчатки, безупречные манеры. А в старости, когда вся Индия уже шла за ним, худой маленький человечек, обернутый куском материи, по презрительному выражению У. Черчилля, "голый факир". После завоевания независимости он спал на циновке, брошенной на мрамор дворца, а когда индусы и мусульмане схватились в кровавой драке, он объявил голодовку и был на волосок от смерти, но утихомирил схватку. Организатор кампаний гражданского неповиновения, он не раз был брошен англичанами в тюрьмы , свыше 30 лет подвергался преследованиям и гонениям. Но победил. Его убил кинжалом религиозный фанатик.
   Две пары сандалий, посох, книги, - все, что осталось после него, никакого капитала, кроме морального. Лев Толстой переписывался с ним, преклоняясь перед его образованностью и нравственными качествами.
   Вот некоторые из высказываний М.К. Ганди:
   "Чем больше я размышляю и оглядываюсь на пройденный путь, тем яснее ощущаю свою ограниченность".
   "Имеется много определений Бога. Ибо проявления Его бесчисленны. Они наполняют меня удивлением и благоговейным трепетом и на какой-то момент ошеломляют. Но я поклоняюсь Богу только как Истине. Я еще не нашел Его, но ищу. Я готов в этих поисках пожертвовать всем самым дорогим для меня. Я отдам даже жизнь, если это понадобится".
   "Я не желаю возрождаться, но если мне это суждено, то я желаю возродиться среди отверженных, чтобы разделить их позор и посвятить свой труд их освобождению."
   "Ненасилие - это оружие сильных".
   "Если бы оставался лишь один выбор - между трусостью и насилием, я рекомендовал бы насилие".
   "Человек, независимо от того, хороший или дурной поступок он совершил, всегда достоин или уважения, или сострадания".
   "Позаботьтесь о средствах, а цель сама о себе позаботится".
   Политика на основе этики - это казалось невероятным. Своей жизнью и деятельностью Ганди доказал эффективность такой политики. Насколько актуально его учение и его практика для ХХ века, который вошел в историю как век массового насилия и аморализма в политике? Для ХХI века?
назад вперёд

Кикладский идол

Rambler's Top100