В. А. Миндолин. Человек и общество
Государство и общество


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость

  2.2. Государство и общество

  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Церковь

   
   Третий из основных институтов социума, помимо государства и гражданского общества, - церковь. Ее социальная значимость определяется заложенным в ней механизмом сохранения и воспроизводства предшествующего духовного опыта и традиций социума. Всякий социум, как и человек, нуждается в идентичности. Свою национальную, культурную идентичность социум обретает через этот механизм. Мировые религии - буддизм, христианство, ислам - дают устойчивые, наиболее древние системы человеческих ценностей.
   
  Исторически церковь активно взаимодействует с государством. При этом история Востока демонстрирует ускоренный рост государства за счет церкви. Уже в Х веке византийский император превратил церковь в государственное ведомство. Подобная традиция преобладала со времен Петра I в российской истории.
  На Западе духовная власть сравнительно долго доминировала над светской, была сильнее королевского авторитета и военной мощи императоров. Хрестоматийный пример известен под названием Каносса, и связан с единоборством папы Григория VII и германского императора Генриха IV. В 1076 г. Генрих вынужден был явиться на покаяние к папе и несколько дней смиренно стоять перед ним на коленях в грязи. В итоге за церковью все более утверждалась светская власть, а папы сосредоточивали в своих руках финансовое, военное и политическое влияние. Папский престол превращался в военно-политическую силу, государство становилось инструментом церкви.
  Но потом духовная власть потеряла это свое преобладание над светской, попала в полную зависимость от государства, стала идеологически и политически обслуживать государство. От воли императоров и князей долгое время зависела судьба церкви. В конце концов, церковь все же сохранила известную самостоятельность.
  Церковь связана и с гражданским обществом. В книге Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" показано, как новые религиозные представления возникали под влиянием бурно развивавшихся рыночных отношений и, в свою очередь, влияли на них.


Н. Рерих Чаша Будды


Рерих. Се человек


    Интерес, интерес, интерес...
   Определения понятий "государство" и "гражданское общество" могут быть следующими. Гражданское общество - совокупность независимых от государства автономных объединений, каждое из которых имеет свой интерес. Государство - всеобщий, властный регулятор интересов.

   Человек задает вопросы.

  • Неужели и к церкви, к религии применимо это понятие интереса?
  • человек задаёт вопросы

       В известном смысле, интегральным понятием, позволяющим выявить связи и противоречия между государством, гражданским обществом и церковью, является все то же понятие интереса. Гражданское общество полагает интересы, оно является их источником. Государство регулирует конфликтующие интересы. Церковь выражает нечто, выходящее за пределы интересов, так сказать, "предельную заинтересованность".
       
    Помимо вопросов "как живешь?" и "чем живешь?" есть еще и экзистенциальный вопрос: "Для чего живешь?". Ответ на него как раз и показывает "предельную заинтересованность".
    назад вперёд

    Рерих. Магомет-пророк

    Rambler's Top100