Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
Третий из основных институтов социума, помимо государства и гражданского общества, - церковь. Ее социальная значимость определяется заложенным в ней механизмом сохранения и воспроизводства предшествующего духовного опыта и традиций социума. Всякий социум, как и человек, нуждается в идентичности. Свою национальную, культурную идентичность социум обретает через этот механизм. Мировые религии - буддизм, христианство, ислам - дают устойчивые, наиболее древние системы человеческих ценностей.
|
Исторически церковь активно взаимодействует с государством. При этом история Востока демонстрирует ускоренный рост государства за счет церкви. Уже в Х веке византийский император превратил церковь в государственное ведомство. Подобная традиция преобладала со времен Петра I в российской истории.
На Западе духовная власть сравнительно долго доминировала над светской, была сильнее королевского авторитета и военной мощи императоров. Хрестоматийный пример известен под названием Каносса, и связан с единоборством папы Григория VII и германского императора Генриха IV. В 1076 г. Генрих вынужден был явиться на покаяние к папе и несколько дней смиренно стоять перед ним на коленях в грязи. В итоге за церковью все более утверждалась светская власть, а папы сосредоточивали в своих руках финансовое, военное и политическое влияние. Папский престол превращался в военно-политическую силу, государство становилось инструментом церкви.
Но потом духовная власть потеряла это свое преобладание над светской, попала в полную зависимость от государства, стала идеологически и политически обслуживать государство. От воли императоров и князей долгое время зависела судьба церкви. В конце концов, церковь все же сохранила известную самостоятельность.
Церковь связана и с гражданским обществом. В книге Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" показано, как новые религиозные представления возникали под влиянием бурно развивавшихся рыночных отношений и, в свою очередь, влияли на них.
|
|
|
|
Интерес, интерес, интерес...
Определения понятий "государство" и "гражданское общество" могут быть следующими. Гражданское общество - совокупность независимых от государства автономных объединений, каждое из которых имеет свой интерес. Государство - всеобщий, властный регулятор интересов.
Человек задает вопросы.
Неужели и к церкви, к религии применимо это понятие интереса?
|
|
|
В известном смысле, интегральным понятием, позволяющим выявить связи и противоречия между государством, гражданским обществом и церковью, является все то же понятие интереса. Гражданское общество полагает интересы, оно является их источником. Государство регулирует конфликтующие интересы. Церковь выражает нечто, выходящее за пределы интересов, так сказать, "предельную заинтересованность".
|
Помимо вопросов "как живешь?" и "чем живешь?" есть еще и экзистенциальный вопрос: "Для чего живешь?". Ответ на него как раз и показывает "предельную заинтересованность".
|
|
|
|
|