Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
Джон Локк. Правовое государство.
Соотечественник и младший современник Гоббса Джон Локк (1632-1704) дифференцирует функции государства. Но сначала Локк ограничивает их. Государству следует передавать лишь небольшую часть "естественных прав": правосудие, внешние связи, защиту границ. Главная задача государства - защита основных естественных прав человека: свободы слова, свободы совести (веротерпимости), но, прежде всего, - священного права частной собственности. Политическая власть, по Локку, вырастает из соглашения между людьми, прежде всего, с целью защиты их собственности от несправедливых посягательств.
"Правительство не имеет никакой другой цели, кроме обеспечения прав собственности"
Джон Локк
|
Новой является идея Джона Локка о суверене, т.е. об источнике власти в государстве. Понятие суверена существовало и раньше. Но тем, кто раньше размышлял об этом, например, Гоббсу, казалось, что суверен возникает независимо от воли людей, как бы автоматически, откуда-то сверху. У Гоббса суверен - это властитель, а не подданные.
|
|
|
Утверждение Локка категорично: народ - вот первозданный суверен. Именно народ, утверждал Локк, является единственным источником власти. Этим свои утверждением он провозгласил основной принцип демократии.
|
Правило демократии состоит как раз в том, что для оценки верности или неверности своих политических суждений и поступков человек прибегает к суждению другого человека, то есть судит о правильности своего поведения, прислушиваясь к советам других.
|
Иначе, по сравнению со своими предшественниками, рассуждает Локк о средствах для достижения благих государственных целей. Он и средства отдает в руки народа. Если власть не подчиняется народу, народ вправе ниспровергнуть ее всеми средствами.
У Гоббса государство - неделимое политическое тело. У Локка не так. Для того чтобы государство не перехватило власть у народа и постоянно действовало в интересах народа, необходимо разделение властей. Идея о разделении властей - еще одна новая и ценная идея Локка. Вероятно, в идеале разделенные ветви власти находятся в состоянии динамического равновесия. Эти ветви - законодательная, исполнительная и судебная.
|
|
|
Джон Локк
|
|
"Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга"
Шарль Монтескье
|
|
В постановку и изучение жизненно важного вопроса о разделении властей немалый вклад внес французский философ и публицист эпохи Просвещения Шарль Луи Монтескьё (1689-1755), развивший и деятельно пропагандировавший эту политическую концепцию.
|
Джон Локк является основателем современной теории правового государства. Признаками правового государства являются: гарантированный самим народом суверенитет народа, разделение властей, наконец, не в последнюю очередь, приоритет закона.
|
Признание приоритета закона - над обычаем, или "политической волей", или так называемой "целесообразностью", или даже моралью - тот оселок, на котором проявляется всякий настоящий, последовательный демократ.
|
|
|
|
Марксизм и государство.
По-своему рассматривает вопрос о природе государства марксизм. К. Маркс в принципе отвергает версию о государстве как выразителе общего интереса. За общий интерес, утверждает Маркс, в любом государстве выдается некоторый частный интерес, именно частный интерес экономически господствующего класса (рабовладельцев, феодалов или буржуазии). Этому частному интересу и служит государство. При помощи государства экономически господствующий класс господствует также и политически, применяя при этом организованное насилие для ограждения того или другого вида собственности.
|
По Марксу, государство, поскольку оно существует, всегда есть орган насилия.
|
В.И. Ленин (1870-1924), автор книги "Государство и революция", дал такое определение государства: "Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в подчинении одному классу прочие подчиненные классы".
|
|
|
|
Современные взгляды на государство многообразны. Интересно определение немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), который рассматривает государство как монополизацию законной силы на территории. В западной, в частности, американской литературе преобладают описательные определения государства. Государство может рассматриваться как аппарат для извлечения из общества ресурсов на военные цели, или шире: государство использует извлекаемые из общества ресурсы "для создания и поддержки силовых и административных организаций". Одно из определений: государство есть "набор административных, политических и военных организаций, возглавляемых и координируемых исполнительной властью".
|
|
|
|
|