Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
Впервые понятие "гражданское общество" применил Аристотель, противопоставляя ему "политическое общество". У Джона Локка "гражданское общество" означало "народ".
Чтобы правильно понять категорию "гражданское общество", нужно, прежде всего, увидеть различие между общим и частным, между государством (в нем представлено общее) и пространством частных жизней, в котором люди преследуют свои собственные интересы. На базе этих интересов спонтанно возникают интересы и объединения людей - экономические, социальные, профессиональные, национальные, культурные и т.д.
Что первично - народ или государство? Локк так отвечает на этот вопрос. Народ (гражданское общество) задает форму государства и может эту форму менять.
Но народ - это не один серый монолит, не какая-то аморфная масса. Народ состоит из классов - больших социальных групп, солидарных в своих интересах. Народ состоит из разных социальных групп. Буржуа, землевладельцы, фермеры, батраки, наемные рабочие, работники сферы услуг, художники, интеллектуалы, - все это народ. В народе существуют экономические и социальные отношения господства и подчинения, переплетение всякого рода зависимостей.
Гражданское общество - автономное общественное образование, не совпадающее с государством. Когда мы говорим о гражданском обществе, то здесь главный объект внимания - человеческие объединения. Они многочисленны и разнообразны. Среди них: профессиональные и культурные группы: трудовые коллективы, разного рода союзы (молодежные, женские, творческие). Или общественные движения, например, экологические.
|
|
|
|
Но также и группы родственников, молодежные компании, любительские общества, спортивные команды, клубы по интересам, криминальные банды, национальные, религиозные общины, секты. И мафия, и ку-клукс-клан, и спортивные клубы, так же, как и политические партии, образовательные фонды, потребительские ассоциации, группы лоббирования и группы милосердия, религиозные секты, правозащитные организации, экономические объединения и т.д., - все это составные части гражданского общества.
|
Гражданское общество складывается как результат свободных обменов деятельностью между индивидами. В нем индивиды и группы учатся сотрудничать на основе собственных интересов. Главное: везде и всегда мы видим сложное переплетение многообразных и различных интересов. Противоречия и даже конфликты между интересами как раз и создают формы развития общества, определяют характер его развития.
Итак, гражданское общество - это не государство, но оно формирует государство. В социуме оно присутствует в экономическом, социально-иерархическом, культурном множествах, частично в политическом множестве, но в государстве его нет. Гражданское общество как целое состоит из каких-то групп людей, из частей, каждая из которых имеет свои особые, частные интересы.
|
|
|
Спектр
|
|
Человек задает вопросы.
В этом случае, и негосударственная корпорация, и джаз-банда, и семья, - все это включает в себя гражданское общество?
Ключевое слово для определения гражданского общества - интерес. Но, следует повторить, это не государственный, а частный интерес. Простой и значимый вид человеческого объединения - семья, несомненно, принадлежит гражданскому обществу.
Государство - это…
Но и для определения государства ключевое слово - интерес.
С другой стороны, государство присутствует именно в политическом множестве социума. Оно не есть гражданское общество, но оно связано с гражданским обществом, причем не только прямой (происхождение), но и обратной связью, т.е. оно влияет на гражданское общество. Эту "обратную связь" важно ввести в определение.
|
|
|
Три замечания были бы здесь уместны. Во-первых, государство - охранник частных интересов, его роль - забота об этих особых, частных интересах, их примирение, обеспечение такого состояния, чтобы не было вражды между частями.
|
Ведь интересы частей могут совпадать, могут разниться, могут быть противоположными, конфликтными, даже непримиримыми.
|
Во-вторых, оно защитник общественных интересов, которые рассматриваются как стоящие выше личных интересов гражданина.
|
В этом смысле государство не слуга, а хозяин, хотя многие силы гражданского общества стремятся сделать его слугой. Главный государственный интерес - сохранение данного социума как единого целого, забота об этом целом, его охрана - как от внешних посягательств, так и от дезинтеграции изнутри. Такая опасность "дезинтеграции изнутри" возникает, например, там, где конфликт интересов превосходит меру. Или где силы, воплощающие хаотично действующие частные интересы, "растаскивают" то, что принадлежит всему обществу.
|
В-третьих, государство охраняет и самое себя, оно является некоторой самодовлеющей частью социума. Оно, в известной мере, существует для самого себя. Оно использует другие части социума как сферу и орудие своего собственного бытия.
|
|
|
|