В. А. Миндолин. Человек и общество
Государство и общество


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость

  2.2. Государство и общество

  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Личность и государство

   
   На протяжении истории цивилизации существовало противостояние двух тенденций в вопросе о государстве. Одна из них: государство чеканит человека, вбирает его в себя, поглощает его, подчиняет себе всю его жизнь. Еще Аристотель подчеркивал, что государство первично по отношению к человеку, а тот является лишь функцией государства. В истории нередки случаи, когда государство доводило надзор за поведением людей до предела, в частности, управление экономикой становилось одной из решающих прерогатив и функций государственной власти. Исторические примеры проявления указанной тенденции многочисленны.
   Человечество будет помнить охватывавшее почти всю Евразию государство Чингисхана и огромную империю арабов, азиатские деспотии, сталинский режим 30-50-х годов ХХ века, систему германского нацизма. Всякое действие сверху в подобных системах пронзает социальную массу, как нож масло. В предельном своем виде эта тенденция усиления государства выражается в стремлении разрушить автономные, независимо от государства сложившиеся связи между людьми и объединениями людей.


Эпоха третьей династии Ура
Эпоха третьей династии Ура

   
Тоталитаризм - это опека с помощью государства всех проявлений жизни, в том числе внутренней жизни человека. По определению замечательного русского философа И.А. Ильина, это "политический строй, беспредельно расширяющий свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в сферу своего управления и принудительного регулирования. Обычное правосознание исходит из предпосылки: все незапрещенное - позволено. Тоталитарный режим внушает совсем иное: все не предписанное запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан". Тоталитаризм означает проникновение государственного контроля и насилия во все поры жизни. В своем образцовом виде тоталитарное государство желает контролировать не только то, что люди делают, но и то, что они думают.
   
"Тотальность - это вмешательство, смысл которого состоит в уничтожении всего, что не может быть понято как функция государства"
Эрнст Юнгер

М. Кантор. Государство


   Человек задает вопросы.

  • Возможно ли сопротивление?
       
    Может быть, это один из самых трудных вопросов. В японском фильме "Королевская битва" на некоем необитаемом острове идет жестокая игра на жизнь и смерть. Сумасшедший учитель затевает с учениками эту игру. Каждому выдается оружие, и они должны теперь убивать друг друга. Каждому он надевает массивный ошейник с электронной и пластиковой начинкой. Ошейник делает человека подконтрольным. Электронный контроль точен. Контролер слышит даже дыхание каждого участника этой жестокой затеи. Отказаться от выполнения приказов невозможно: ошейник тогда взрывается. Страх порождает ненависть, жестокость, безумие. И школьники, не задумываясь, убивают друг друга. Фильм исследует возможности сопротивления. Можно ли вырваться из тоталитарной организации? И какие усилия для этого необходимы?
       
    Способы, при помощи которых тоталитарная власть пытается участвовать в каждой клеточке человеческого бытия, описаны в романе-антиутопии Дж. Оруэлла "1984" - здесь анатомируется общественная система, диктующая правила поведения всему живому. Личность нивелирована, она лишь функция власти, деталь системы абсолютного подчинения.
  • человек задаёт вопросы

    Королевская битва
    Королевская битва


       Лучше всего возможность сопротивления безудержному натиску власти подтверждается самой мировой историей. Наряду с тенденцией к тоталитаризму, в ней существует другая, противоборствующая, тенденция: человек первичен, он стремится ограничить функции государства, сузить область деятельности государства, расширить пространство частной жизни, не дать погасить свои права и свободы, развивать способность народа к самоорганизации. Эта вторая тенденция, направленная на то, чтобы ввести государство в определенные рамки, минимизировать, или, точнее, оптимизировать его роль, пробивала себе путь в истории Европы и Северной Америки - через буржуазные и демократические революции, формирование парламентских систем, расширение избирательного права, все более последовательное разделение властей и т.д. Развитие этой второй тенденции вело и привело к современному правовому государству.
    назад вперёд

    Памятник Ричарду Львиное сердце

    Rambler's Top100