Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
|
"Психология масс - вещь трудная для понимания. Ее факторы не поддаются определению, мы о них мало знаем или ничего не знаем. Боюсь, что историки при написании истории никогда не принимают в расчет психологию масс". Альберт Эйнштейн
|
|
"В поведении толпы нет ничего загадочного".
Уильям Голдинг
|
|
"Справедливые и глубокие идеи индивидуальны. Идеи ложные и поверхностные являются массовыми. В массе своей народ ищет ослепления и сенсации".
А.А. Зиновьев
|
|
|
|
Феномены.
Какова роль массовых чувств в истории и жизни обществ? Массовые чувства многообразны: преклонение перед вождем, племенная или национальная гордость, религиозный или воинственный пыл, любовь, ненависть, страх, массовый фанатизм. Показательны явления коллективных психозов.
|
Примеров феноменов массовой психики не счесть. Среди них - коллективные самоубийства. Похожи волны самоубийств, которые прокатывались по СССР в 20-е годы в связи со смертью Сергея Есенина, в начале 90-х годов - в связи с гибелью Виктора Цоя. В 70-е годы прошлого века мир был поражен единовременным массовым самоубийством тысячи мужчин и женщин - членов секты "Peoples temple" на Гавайях - по приказу воинствующего проповедника.
История знает проявления массового фанатизма. В русском Расколе потрясают десятки тысяч самосжиганий во имя веры в последней трети ХVII века; нередко это были коллективные костры смерти. В петровские времена самосжигания множились, множились они и в течение следующего, ХVIII века. Или феномен самозакапывания - целые людские толпы закапывали себя живьем.
|
"Они действуют и не знают, что творят; они верны своим привычкам и не знают, почему; они всю жизнь бродят, но пути своего не знают; таковы они, люди толпы"
Мэн-цзы
|
|
|
|
символ толпы
|
|
Человек задает вопросы.
Можно ли говорить о разуме массы?
Логика толпы?
В курсе всемирной истории и отечественной истории ХХ века, при изучении великих революций, в частности русского опыта 1917 года, нетрудно обнаружить одну логическую закономерность. Активно участвуя в нарастающих кризисах, масса постоянно движется влево, и это закон всех великих революций - и английской, и французской, и русской. От первоначальной умеренности движение идет к усиливающейся радикализации. Массовый социальный процесс влияет на политику - совершаются последовательные переходы от коалиции умеренных партий к единовластию самой крайней, самой левой партии. В революции масса руководствуется логикой отрицания данного, в ней нарастает желание самых резких, невиданных перемен.
В то же время в проявлениях массовой психики часто бросается в глаза как раз алогичность в поведении людей, утрата способности к критическому осмыслению ситуации.
"Никто не знает, как поступит толпа, тем более - она сама"
Томас Карлейль
|
|
"Пилат и другие". В прологе фильма польского режиссера Анджея Вайды "Пилат и другие" баран-лидер с красными рогами комментирует поведение стада. Стадо идет за лидером и повторяет все его движения; стадо уверено: вожак знает, куда их ведет. Он действительно знает, что ведет их на бойню, ведь он баран-провокатор, и сам удивляется их безграничному доверию к себе.
|
|
|
|
"Один отдельно взятый афинянин - это хитрая лисица, но когда афиняне собираются все вместе на холме, - уже имеешь дело со стадом баранов"
Солон
|
В книге "Психология масс и анализ человеческого "я"" Фрейд указывал на трудности, возникающие при анализе психологии масс: индивидуальные сознания гаснут в толпе, они заменяются бессознательностью массы. Толпа, говорит Фрейд, мыслит инстинктами.
|
"Похоже, достаточно оказаться вместе большой массе, огромному множеству людей для того, чтобы все моральные достижения составляющих их индивидов тотчас рассеялись, а на их месте остались лишь самые примитивные, самые грубые психические установки" (Зигмунд Фрейд)
|
"Я думаю: право ли большинство?
Право ли наводненье во Флоренции,
Круша палаццо, как орехи грецкие?
Но победит чело, а не число"
А. Вознесенский
|
|
|
|
|