В. А. Миндолин. Человек и общество
Психология масс


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество

  2.3. Психология масс

  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Народный характер

   Национальная психология.
   Определенные закономерности обнаруживаются при изучении и сопоставлении психических особенностей различных этнических групп, чем занимается этнопсихология. Специалисты по национальной психологии предложат нам посмотреть на народы европейского севера: бельгийцы, голландцы, немцы, скандинавы, англичане, шотландцы. И, с другой стороны, на народы юга Европы: итальянцы, французы, испанцы, португальцы. У них несхожая манера есть, пить, одеваться, сидеть, ходить, общаться. Они различаются внешними чертами, темпераментом, нравами, обычаями, традициями, образом жизни, психическим складом. Одним свойственна правильность черт, красота лиц, быстрота, живость, легкость движений. Другие не так красивы, медлительны, неповоротливы. Одни трудолюбивы, рассудочны, полны здравого смысла, другие не таковы. Справедливо говорят о преобладающей у немцев основательности, их склонности проникать в глубь вещей, познавать суть того или иного предмета в отличии, например, от итальянцев, увлекающихся богатством формы как таковой. Во многом эта специфика зависит от исторического условий существования каждого народа. Многое в психическом складе и поведении людей обусловлено генетически.
   
Народы грустные и народы веселые. "Существуют народы грустные, и существуют народы веселые, утверждает испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет. - И все же указанная жизненная тональность не имеет абсолютно никакого отношения к национальному здоровью. Так, французы - народ преимущественно веселый, а англичане - грустный".

Питер Пауль Рубенс. Пьяный Силен
Эль Греко. Доменикос  Теотокопулос
М. Шагал. Исход

Русский характер. Большая и отдельная тема - русский характер. Вот что писал о русском народном характере Ф.М. Достоевский: "Это прежде всего забвение всякой мерки во всем (и, заметьте, всегда почти временное и преходящее, являющееся как бы каким-то наваждением). Это потребность хватить через край, потребность в замирающем ощущении, дойдя до пропасти, свеситься в нее наполовину, заглянуть в самую бездну и - в частных случаях, но весьма нередких - броситься в нее как ошалелому вниз головой. Это потребность отрицания в человеке, иногда самом неотрицающем и благоволящем, отрицание всего, самой главной святыни сердца своего, самого полного идеала своего, всей народной святыни во всей ее полноте, перед которой сейчас лишь благоговел, и которая как будто стала ему невыносимым каким-то бременем. Особенно поражает та торопливость, стремительность, с которою русский человек спешит …заявить себя, в иные характерные минуты своей или народной жизни, заявить …в хорошем или плохом. Иногда тут просто нет удержу. Любовь ли, вино ли, разгул, самолюбие, зависть, - тут русский человек отдается почти беззаветно, готов порвать все, отречься от всего… Иной добрейший человек как-то вдруг может сделаться омерзительным безобразником и преступником - стоит только попасть ему в этот вихрь, роковой для нас круговорот судорожного и моментального самоотрицания и саморазрушения, так свойственный русскому народному характеру …в роковые минуты его жизни…"


Илья Глазунов. Алеша Карамазов

   
"Душа народа". Говоря о невидимой душе народа, французский социолог и психолог Гюстав Лебон (1831-1931), автор книги "Психология народов и рас", так объясняет единство народной души: "Индивидуальная жизнь коротка, коллективная жизнь длинна. Нация как раз и есть коллективное живое существо. Это постоянное существо состоит не только из живых индивидуумов, но также из длинного ряда мертвых, которые были их предками. Предки управляют непомерной областью коллективного бессознательного, которая держит под своей властью все проявления ума и характера народа… Столетие за столетием они творили идеи и чувства и, следовательно, все побудительные мотивы нашего поведения. Умершие поколения не только передают нам свою физическую организацию, но и внушают нам свои мысли".
   
"Раса и общественный класс, как подспудно, так и открыто, формируют жизнь каждого человека"
Барак Обама

Гюстав Лебон
Цепь поколений


   Отношение к государству.
   Народы отличаются друг от друга по многим психическим параметрам, например, способу выстраивания взаимоотношений между личностью и государством. Для одних народов характерно восприятие государства как опекуна, слабая способность управлять самими собой, недостаточное противодействие тенденции к поглощению личности государством - такова традиционная психология французов, итальянцев, немцев, русских.
   
И как раз в трех из этих стран в ХХ веке возникли и установились тоталитарные режимы, связанные с именами Сталина, Гитлера, Муссолини.

   У других преобладает психология добросовестного сотрудничества с государством (так у китайцев, японцев, корейцев). Третьи стремятся к максимуму личной инициативы и к минимизации деятельности государства (что характерно для англичан, американцев).
   
"Различные элементы цивилизации какого-нибудь народа не могут передаваться без изменений народам совершенно иного психического склада. Передаваться могут только внешние, поверхностные и не имеющие значения формы"
Гюстав Лебон
назад вперёд

С.В. Иванов. Смута

Rambler's Top100