Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
Право ли большинство?
Человек задает вопросы.
Для многих привычно утверждение, что "большинство всегда право". Но, может быть, прав Сократ, утверждавший, что "худшее - это большинство"?
Как далеко могут заводить людей вспышки стадных инстинктов?
Может ли толпа действовать против самой себя?
Может ли целый народ стать толпой и какое-то время, может быть, в течение десятилетий, идти в направлении, прямо противоположным его коренным жизненным интересам?
Платон противопоставлял толпу аристократии. Философ считал, что во Вселенной существуют два мира и соответственно два рода явлений: мир привычек, мир будничной жизни - видимый мир - беспорядочный, переменчивый, несовершенный. Это мир толпы. И другой - мир знания, разума, науки, - мир идей. Мир идей не очевиден, совершенен и неизменен. Это мир для немногих, и только он "освещен солнцем умопостигаемого". Только боги живут в мире идей. Боги знают. Философы хотят знать. Толпа не хочет знать.
|
|
|
Однако в ХХ и ХХI веках именно массы вышли на авансцену истории, возникла новая роль людских множеств. В годы между первой и второй мировой войной и сразу после окончания II Мировой войны тема о роли масс в истории была особенно актуальна. На эту тему были написаны тысячи работ.
"Теперь народ массы отменяет нашу систему норм, основу европейской цивилизации; но так как он не способен создать новую, он не знает, что делать, и, чтобы занять время, скачет козлом"
Хосе Ортега-и-Гассет
|
|
Чего стоят только одни названия книг: "Восстание масс", "Масса и власть", "Психология толпы", "Теория массового безумия".
|
|
|
|
Социальная психология. Социальный класс.
Эти новые обстоятельства вызвали к жизни науку социальная психология, предмет которой - коллективные представления и переживания, психологический образ социальных или социально-профессиональных групп (войска, церкви, научного сообщества), но, прежде всего, больших социальных общностей, например, классов или наций, а также психологический анализ массовых процессов и социальных движений.
Принадлежность к тому или иному социальному классу формирует общий для данного класса тип личности, выходящий за пределы сознания индивида, что, конечно, отнюдь не отменяет психологических особенностей данной личности. Но в целом каждый класс имеет свои психологические характеристики, свои "социальные представления", свою идентичность.
|
В какой ситуации формируется психология средних слоев в современной России? Идеальные установки среднего класса как бы выходят за пределы реального "переходного периода", в котором находится российское общество. Они включают в себя стремления к экономической независимости, к высокому профессионализму в бизнесе, финансах, торговле, информатике, юридической и других сферах, к идентификации со своим бизнесом, к осознанию своей роли в структурах гражданского общества, к рациональному экономическому действию и т.д. Но эти позитивные установки наталкиваются, по крайней мере, на три препятствия: во-1, подавляющие конкуренцию монополии, во-2, всевластное и коррумпированное чиновничество, в-3, давящий на них криминал. Отсюда - социальная и психологическая ущербность среднего класса, усугубляемая процессами в экономике, ведущими не к усилению, а к ослаблению средних слоев. Отсюда боязливое подчинение высшим в сочетании с безразличием к тем, кто стоит ниже по социальной лестнице и желанием отгородиться от них, недоверие ко всем, раздутая корпоративность с упованием на "босса", неуверенность в завтрашнем дне, комплекс социальной неполноценности, оборотной стороной которого является элитарное сознание, конечно, иллюзорное.
|
|
|
|
Эрих Фромм. Социальный характер.
Исследуя механизм взаимодействия психического и социального, философ и психолог Эрих Фромм (1900-1980), использовал понятие социального характера - системы преобладающих бессознательных побуждений, зависящей от места в структуре общества. Социальный характер - это "совокупность черт характера, которые присутствуют у большинства членов данной социальной группы и возникают в результате общих для них переживаний и общего образа жизни".
Фромм считает, что особенности социального характера связаны с конкретной исторической ситуацией. Например, в социальном характере среднего класса времен первоначального накопления преобладала стяжательская ориентация, в ХХ веке победила рыночная ориентация - установка на поиск условий, наиболее полно гарантирующих эквивалентный обмен.
|
Рынок, являющийся полем свободной игры частных интересов, по необходимости формирует индивидуалистические качества у непосредственных участников игры.
|
|
|
|
Эрих Фромм |
|
Фромм видел три ступени восхождения человека. Для архаических обществ характерна ориентированность на традицию. Для обществ, находящихся в процессе капиталистического развития - ориентированность на себя. Для постиндустриального общества будущего доминантной станет ориентированность на других, на созидание во имя других.
|
Фромм фантазировал насчет будущего, ХХI века. От людей будущего он ожидал бескорыстной самоотдачи.
|
"Жизнь - это постоянный процесс возрождения. Трагедия жизни большинства из нас заключена в том, что мы умираем, так и не успев полностью родиться"
Эрих Фромм
|
|
|
|
|