В. А. Миндолин. Человек и общество
Психология масс


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество

  2.3. Психология масс

  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Толпа и социум

    Право ли большинство?

   Человек задает вопросы.

  • Для многих привычно утверждение, что "большинство всегда право". Но, может быть, прав Сократ, утверждавший, что "худшее - это большинство"?
  • Как далеко могут заводить людей вспышки стадных инстинктов?
  • Может ли толпа действовать против самой себя?
  • Может ли целый народ стать толпой и какое-то время, может быть, в течение десятилетий, идти в направлении, прямо противоположным его коренным жизненным интересам?

       Платон противопоставлял толпу аристократии. Философ считал, что во Вселенной существуют два мира и соответственно два рода явлений: мир привычек, мир будничной жизни - видимый мир - беспорядочный, переменчивый, несовершенный. Это мир толпы. И другой - мир знания, разума, науки, - мир идей. Мир идей не очевиден, совершенен и неизменен. Это мир для немногих, и только он "освещен солнцем умопостигаемого". Только боги живут в мире идей. Боги знают. Философы хотят знать. Толпа не хочет знать.


  • человек задаёт вопросы

       Однако в ХХ и ХХI веках именно массы вышли на авансцену истории, возникла новая роль людских множеств. В годы между первой и второй мировой войной и сразу после окончания II Мировой войны тема о роли масс в истории была особенно актуальна. На эту тему были написаны тысячи работ.
       
    "Теперь народ массы отменяет нашу систему норм, основу европейской цивилизации; но так как он не способен создать новую, он не знает, что делать, и, чтобы занять время, скачет козлом"
    Хосе Ортега-и-Гассет
       
    Чего стоят только одни названия книг: "Восстание масс", "Масса и власть", "Психология толпы", "Теория массового безумия".

    Сон разума рождает чудовищ


       Социальная психология. Социальный класс.
       Эти новые обстоятельства вызвали к жизни науку социальная психология, предмет которой - коллективные представления и переживания, психологический образ социальных или социально-профессиональных групп (войска, церкви, научного сообщества), но, прежде всего, больших социальных общностей, например, классов или наций, а также психологический анализ массовых процессов и социальных движений.
       Принадлежность к тому или иному социальному классу формирует общий для данного класса тип личности, выходящий за пределы сознания индивида, что, конечно, отнюдь не отменяет психологических особенностей данной личности. Но в целом каждый класс имеет свои психологические характеристики, свои "социальные представления", свою идентичность.
       
    В какой ситуации формируется психология средних слоев в современной России? Идеальные установки среднего класса как бы выходят за пределы реального "переходного периода", в котором находится российское общество. Они включают в себя стремления к экономической независимости, к высокому профессионализму в бизнесе, финансах, торговле, информатике, юридической и других сферах, к идентификации со своим бизнесом, к осознанию своей роли в структурах гражданского общества, к рациональному экономическому действию и т.д. Но эти позитивные установки наталкиваются, по крайней мере, на три препятствия: во-1, подавляющие конкуренцию монополии, во-2, всевластное и коррумпированное чиновничество, в-3, давящий на них криминал. Отсюда - социальная и психологическая ущербность среднего класса, усугубляемая процессами в экономике, ведущими не к усилению, а к ослаблению средних слоев. Отсюда боязливое подчинение высшим в сочетании с безразличием к тем, кто стоит ниже по социальной лестнице и желанием отгородиться от них, недоверие ко всем, раздутая корпоративность с упованием на "босса", неуверенность в завтрашнем дне, комплекс социальной неполноценности, оборотной стороной которого является элитарное сознание, конечно, иллюзорное.



    Динамическая модель группы

    Толпа


        Эрих Фромм. Социальный характер.
       Исследуя механизм взаимодействия психического и социального, философ и психолог Эрих Фромм (1900-1980), использовал понятие социального характера - системы преобладающих бессознательных побуждений, зависящей от места в структуре общества. Социальный характер - это "совокупность черт характера, которые присутствуют у большинства членов данной социальной группы и возникают в результате общих для них переживаний и общего образа жизни".
       Фромм считает, что особенности социального характера связаны с конкретной исторической ситуацией. Например, в социальном характере среднего класса времен первоначального накопления преобладала стяжательская ориентация, в ХХ веке победила рыночная ориентация - установка на поиск условий, наиболее полно гарантирующих эквивалентный обмен.
       
    Рынок, являющийся полем свободной игры частных интересов, по необходимости формирует индивидуалистические качества у непосредственных участников игры.

    Эрих Фромм
    Эрих Фромм


        Фромм видел три ступени восхождения человека. Для архаических обществ характерна ориентированность на традицию. Для обществ, находящихся в процессе капиталистического развития - ориентированность на себя. Для постиндустриального общества будущего доминантной станет ориентированность на других, на созидание во имя других.
       
    Фромм фантазировал насчет будущего, ХХI века. От людей будущего он ожидал бескорыстной самоотдачи.
       
    "Жизнь - это постоянный процесс возрождения. Трагедия жизни большинства из нас заключена в том, что мы умираем, так и не успев полностью родиться"
    Эрих Фромм
    назад вперёд

    П. Филонов. Формула петроградского пролетариата

    Rambler's Top100