Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
Подавляя индивидуальную волю, неустойчивая толпа своей воли, однако, не имеет, и без направляющей руки существовать не может: возбужденная, она скоро впадает в апатию, утомляется, рассыпается.
При определенных условиях, ее можно быстро развернуть в прямо противоположном направлении.
|
Пример из истории. Когда в Византийской империи в VIII веке возникла иконоборческая ересь, то оказалось, что наиболее суеверная и темная часть толпы, которая недавно сама превращала иконы в идолов, теперь чрезвычайно активно участвовала в разгромах церквей и монастырей.
|
|
Брут и Марк Антоний. В трагедии В. Шекспира "Юлий Цезарь" выделяется эпизод публичной полемики убийцы Цезаря Брута и Марка Антония, сторонника погибшего императора. Самоуверенный Брут апеллирует к свободолюбию и гражданскому чувству римлян. Ему удается на время заручиться поддержкой толпы. Поднявшийся на трибуну Марк Антоний переубеждает толпу осторожно, с виду как будто соглашаясь с Брутом, но исподволь разрушая его аргументы. Антоний обращается к народному чувству, взывает к состраданию. Центр его речи - завещанье, в котором народу передается часть имущества Цезаря. Переломив настроение толпы, оратор вызывает бунт, поворачивая римскую чернь против республиканцев.
|
|
|
|
Марк Антоний
|
|
Вожди.
Нередко гипнотическое влияние на массу оказывали вожди.
Фрейд обращает внимание на процесс отождествления большой группой людей своего "я" с образом лидера. С именами вождей на устах люди шли на гибель. Такие качества, как умение владеть толпой, магнетическое обаяние, (харизма), динамизм, часто хитрость, жестокость, знание человеческих слабостей и умение использовать их, помогали вождям вести массу за собой. Неоднократно бывало, что стремящийся к своей цели вождь приносил массу в жертву, используя ее как средство.
"Если бы я сказал людям: спрыгните с четвертого этажа, они сделали бы это"
Йозеф Геббельс
|
"Способность человека быть дрессируемым стала весьма велика в этой демократической Европе"
Фридрих Ницше
|
|
Но и толпа далеко не всегда верна вожакам. Склонная к крайностям и преувеличениям, она быстро переходит от симпатии к антипатии, которая столь же решительно превращается в ненависть. Кумир толпы может на ее глазах делать что угодно, он не лишится ее обожания. Но вот он перестает быть любимцем, обаяние личности исчезает внезапно, под влиянием "оспаривания" или неудач, и вот толпа уже низвергла и сладострастно терзает его.
|
|
|
|
Человек задает вопросы.
Но хотя бы что-то сознается?
Свойства толпы.
Элементы мышления в толпе, конечно, присутствуют. Но это преимущественно образное, не вербальное мышление: то один, то другой образ, зачастую иллюзорный, легко завладевают толпой. При этом совершенно противоположные образы легко, как в клипе, уживаются друг с другом: толпа не фиксирует противоречий. Ее мышление черно-белое, односторонне и категоричное. Идеи, если и воспринимаются, то только в упрощенном, огрубленном, примитивном виде. В толпе просыпается и усиливается именно бессознательное, обнаруживается, что толпа не осознает себя, иными словами, лишена способности к рефлексии. В своих действиях она безотчетна, следовательно, непредсказуема.
|
|
|
|
Поскольку толпа лишена критического духа сомнения и способна только на подражание, постольку ее мышление сродни первобытному мышлению и полно веры в Чудо, Тайну и Авторитет - трех кумиров толпы, названных Ф.М. Достоевским в знаменитой "Легенде о Великом Инквизиторе".
|
Творческие способности толпы оказываются меньше, чем арифметическая сумма творческих способностей составляющих ее людей. Зато разрушительные ее способности становятся большими, чем сумма разрушительных способностей ее составляющих. Возрастает потенциал агрессивности. Толпа, как правило, деструктивна и жестока.
|
Вероятно, массовое подсознание патологично в большей степени, чем индивидуальное. Отчасти потому, что в массе люди начинают чувствовать себя анонимно, и эта анонимность ослабляет сдерживающие начала.
|
|
|
|
"Чем больше масса, тем недостойнее индивид. Чем бессильнее индивид, тем больше он цепляется за массу"
Карл Густав Юнг
|
|
"Взятие Бастилии"
Бурлит Сент-Антуан. Шумит Пале-Рояль.
В ушах звенит призыв Камиля Демулена.
Народный гнев растет, взметаясь ввысь, как пена.
Стреляют. Бьют в набат. В дыму сверкает сталь.
Бастилия взята. Предместья торжествуют.
На пиках головы Бертье и де-Лоней.
И победители, расчистив от камней
Площадку, ставят столб и надпись:
"Здесь танцуют"
(М. Волошин)
|
|
|
|
|