Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
Коллективное бессознательное.
Обратимся теперь к важным, с точки зрения массовой психологии, понятиям "коллективное бессознательное" и "архетип", разработанным одним из лучших учеников Фрейда, его соратником, а потом и оппонентом - швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961).
В аналитической психологии Юнга бессознательному отводится большая роль, чем в психоанализе Фрейда, причем Юнг говорит, прежде всего, не об индивидуальном, а о коллективном бессознательном, в котором видит настоящий фундамент личности, народа и человечества. Юнг считает, что все люди имеют общее психическое наследие, общую, коллективную память.
"Ничто не исчезает бесследно, ничто нельзя переделать заново. Ни одному из нас не выйти за пределы той коллективной Тени, которую отбрасывает человечество"
Карл Густав Юнг
|
|
|
|
Согласно Юнгу, существует скрытый слой коллективной памяти, темные аспекты в человеческой психике, архаические пласты сознания. Именно в этом скрытом слое зашифровано прошлое человечества, психический опыт прошлых поколений. Коллективное бессознательное Юнг сравнивает с грибницей: оно связывает человеческий дух в единое целое; оно универсально, безлично и идентично у всех.
|
Содержание коллективного бессознательного никогда не входит в сознание. И в этом спасение: эти темные глубины, всплески подавленных чувств и коллективных состояний, далеко не безобидны, чреваты психическими потрясениями, возможно, даже безумием.
|
"В человеческом бессознательном просыпаются бесчеловечные силы"
Карл Густав Юнг
|
|
|
|
Человек задает вопросы.
Можно ли расшифровать язык коллективного бессознательного?
Архетипы.
На протяжении всей своей жизни Юнг ведет бесконечный анализ самых разных мифов, ритуалов, религиозных обрядов, произведений литературы и искусства - в них он ищет и находит однотипные, навязчивые сюжеты. Он исследует также сновидения, галлюцинации, мистические видения пророков и обычных людей, даже проявлений невротического бреда - маний (безумий) и фобий (страхов), - все с единственной целью - найти сходство смыслов, коллективные символы, общие для всего человечества первообразы.
|
Ученый одержим мыслью о том, что из недр бессознательного постоянно идут в человеческое сознание многочисленные сигналы, и их можно уловить. Надо только увидеть черты общего в особенном и единичном. Проникнуть мыслью в те слои бытия, где таится прошлое.
|
Слово "архетип" происходит от греч. "начало", "образ", "первообраз", "прообраз". В архетипах, этих универсальных картинах и символах, как раз и кристаллизуются сигналы коллективного бессознательного.
|
|
|
"обломок древней правды"
|
|
Человек задает вопросы.
Что это - генетическая память?
Природа архетипа Юнгу не ясна. Не генетическая память, скорее, аналог, подобие генетической памяти… Он утверждает, однако, что в архетипах запечатлен опыт человеческого рода: не нации, не отдельной расы, а всего человечества. Архетипы инвариантны для всех времен и народов.
"Науке еще предстоит открыть феномен коллективного бессознательного"
Фернан Бродель
|
|
Юнг отправился в Соединенные Штаты, где изучал… сны чистокровных афроамериканцев. И что же? Он пришел к выводу, что "эти образы не имеют никакого отношения к так называемой расовой или кровной наследственности, равно как и не являются продуктами личного опыта индивида. Они принадлежат человечеству в целом, поэтому имеют коллективную природу".
|
Эти чуткие локаторы невидимой воли далекого прошлого рассматриваются как единые для всех людей и во все исторические эпохи. Эти образы, эти символы присутствовали в жизни множества предков и, наконец, отчеканились в ходе бесчисленных повторений.
|
|
|
похищение огня
|
|
Человек задает вопросы.
Значит, архетипы могут преодолевать пространство и время?
Архетипы могут спать - до поры. Но возникает некая ситуация, и архетип активизируется. Он как бы дает сигнал о том, что в подобных ситуациях многие поколения предков действовали именно так, а не иначе.
Наделенный огромной психической энергией, архетип предшествует коллективному действию и как бы спускает курок коллективного поведения. Древние силы, до сих пор дремавшие в людях, приходят в движение.
Если архетип разбужен, из глубин массы может хлынуть поток неконтролируемой энергии. Казалось бы, ниоткуда, возникают всплески подавленных состояний, репрессированных некогда чувств, находившихся до этого в "запаснике". Последствия могут оказаться непредсказуемыми: "Нет, - писал Юнг, - такого безумия, жертвой которого не стали бы люди под властью архетипа". Не случайно режимы, делающие ставку на человеческое безумие, постоянно апеллируют к простейшим архетипам мифологического сознания.
|
Анализируя формы взаимодействия архетипов с сознанием, Юнг выделял две крайности, которые, с его точки зрения, равно опасны для индивидуального и социального бытия человека. Первую крайность он видел в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало растворяется в коллективном бессознательном. Другая крайность - западное индивидуалистическое рациональное мышление, где, напротив, коллективное бессознательное подавляется.
|
|
|
|
Человек задает вопросы.
Непонятно все-таки, как знаки могут обладать энергией?
Знаки вообще обладают способностью энергетически мощного воздействия. Например, свастика. Или, еще проще: например, кейс, набитый пачками долларов.
Примеры архетипов.
Примеров особенно много в древних мифологических и религиозных сюжетах. Похищение огня. Жертва, жертвоприношение. Первоначальный хаос. Акт творения. Грехопадение, изгнание из рая. Союз мужского и женского начал. Смена поколений. Убийство вождя (цезаря, царя), отцеубийство, братоубийство. Возмездие. Богиня-дева, богиня Прародительница. Борьба богов между собой. Очищение, кровь, месть за отцов. Возрождение, или второе рождение. Воскрешение из мертвых. Всемирный потоп. Божественный суд.
|
Архетип может быть выражен в виде символа: крест, звезда, полумесяц, та же свастика. По мнению Юнга, настоящий символ указывает как раз на то, что неизвестно, - на некий архетип, который нельзя выразить яснее или точнее.
А самых мощных архетипа, возможно, всего четыре. Это архетипы: конца (Апокалипсис), инобытия (Ад, Рай), освобождения, спасения. Все мировые религии основаны на идее личностного спасения. Например, "ислам" буквально означает "путь к спасению". Христос у христиан часто именуется "Спаситель".
|
|
|
|
Архетипические фигуры
|
|
Человек задает вопросы.
И все они выражают опыт прошлого?
Архетипы могут быть и проекцией в будущее, знаком желанной мечты. "Золотой век" может находиться как в прошлом, так и в будущем. Другой пример - пришествие Христа: Мессия уже приходил в прошлом, но Второе Пришествие и связанное с ним воскрешение всего человечества - в будущем.
|
|
|
|