Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
|
"Человек - это свобода".
Н.А. Бердяев
|
|
"Пойди, поищи ее, свободу. Сколько у тебя в кармане, настолько у тебя и свободы".
Джон Стейнбек
|
|
"Свободен тот, кто может не врать".
Альбер Камю
|
Общество как система.
Общество как система складывается исторически, оно не изначально. Первобытное стадо - еще не общество. Там существуют хаотические отношения, бессистемные и бесструктурные. Латинское societas означает социум, общество как некоторую систему, как интегрированное целое, состоящее из взаимозависимых частей.
|
|
|
|
Пример исторических социумов дают греческие города-государства (полисы), каждый из которых вполне может рассматриваться как отдельный социум - здесь есть единство системы.
|
Можно рассматривать социум как совокупность некоторых множеств, из которых основными являются: экономическое, политическое, социально-иерархическое, культурное. Множества эти существуют в едином пространстве-времени, постоянно взаимодействуя друг с другом.
|
В сущности, речь здесь идет о четырех сферах человеческой деятельности. Экономика отвечает на вопрос, как они это делают. Политика - как они этим управляют. Иерархия - как они расположены относительно друг друга, когда они делают это. Культура отвечает на вопрос: что - это. Культура напоминает нам о том, что существует ценностно-смысловая оболочка деятельности. Деятельность остается (или не остается) в культуре.
|
|
|
|
Полис
|
|
Общество, с одной стороны, есть продукт стихийного складывания. С другой стороны, мы его строим, или, во всяком случае, пытаемся оптимизировать.
|
Понятие об идеале в полной мере относится и к проецируемой в будущее картине общества. В своем мышлении мы предполагаем какое-то другое общество - такое, которое целиком было бы построено на разумных основаниях, имело бы хорошие законы, было бы вполне эффективным. Попытки изобрести идеальную общественную систему, создать формулу совершенного общества предпринимались не раз.
|
У истоков традиции социального конструирования стоял Платон (428-348 до н.э.).
"Никто не становится хорошим человеком случайно"
Платон
|
|
|
|
|