Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
Бесы и Великие Инквизиторы.
Исследование внутренних противоречий свободы показывает, что они постоянно ведут свободу к ограничению самой себя. В экономике - рынок (свободный обмен экономической деятельностью) порождает свободную конкуренцию; в ходе свободной конкуренции возникают монополии; монополии ограничивают свободную конкуренцию, свободный обмен экономической деятельностью. В политике - демократия в ряде случаев превращается в анархию, анархия усиливает политический радикализм и даже экстремизм и, таким образом, из анархии вырастает диктатура.
|
Тоталитарным режимам в СССР и в Германии 30-х годов в разное время предшествовали демократические республики: краткосрочная демократия в России после Февраля 1917 года и более длительное существование Веймарской республики в Германии.
|
Словно нюхом чуя внутреннее противоречие свободы, один из героев Достоевского предлагает соответствующую "общественную формулу": "Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом".
|
В романе "Братья Карамазовы" Великий Инквизитор называет триединое средство, с помощью которого людям можно навязать формулу несвободы: "Есть три силы, три единственные силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков для их счастья - эти три силы: чудо, тайна и авторитет".
|
|
|
|
Великий инквизитор
|
|
С другой стороны, принцип справедливости, несомненно, является краеугольным камнем нормального общественного устройства, с этим, кажется, согласны все - от Платона и Аристотеля до современных западных социологов.
Человек задает вопросы.
Как понимать справедливость?
Сводима ли она к равенству?
В каком отношении справедливость находится к равенству?
Что, например, сулит человечеству идея принудительного равенства?
Опять вспомним Достоевского: "Все рабы и в рабстве равны. Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей!.. Горы сравнять - хорошая мысль. Жажда образования есть уже жажда аристократическая. Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже и желание собственности. Мы уморим желание; мы всякого гения потушим в младенчестве. Всё к одному знаменателю, полное равенство" ("Бесы").
|
Нельзя не уважать нравственный пафос борцов за справедливость. Что такое социальная несправедливость? Это когда одни люди, целые группы людей, выступают лишь средством, с помощью которых другие группы людей добиваются поставленных ими целей и укрепляют свое благополучие. Как будто они и не люди, а лишь инструменты для достижения эгоистических целей в руках других, рычаги, используя которые другие продвигаются вперед и вверх.
Трудность возникает сразу, как только вы переходите от теории справедливости к практике, от лозунга равенства к действию. Равенство, может быть, прекрасная вещь, но в какой точке вы хотите уравнять мир? В середине - это будет пошлый мир. В низине - это будет убогий мир. В высшей точке невозможно - там живут гении. Можно попробовать, как это предлагали марксисты, уравнять не по способностям, а по отношению к собственности. Но опять-таки - в какой точке? Доходит до дела, и получается околичность, как в повести Дж. Оруэлла "Скотный двор": "Все животные добры, но некоторые из них больше равны, чем другие".
|
"Свобода без равенства - это привилегии и несправедливость. Равенство без свободы - это рабство и животное состояние"
М.А. Бакунин
|
|
|
|
|